Госдума на вечернем заседании в среду приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Президентом РФ, сообщила пресс-служба палаты.
Как сообщается в пояснительной записке к занонопроекту, предлагается изложить в новой редакции первую и третью части статьи 144 Кодекса, в соответствии с которыми дознавателю, органу дознания, следователю и руководителю следственного органа предоставляется право требовать производства исследований документов и предметов, в том числе трупов, при проверке сообщения о преступлении.
Необходимость внесения изменений в эту статью Кодекса обусловлена отсутствием возможности вынесения органами предварительного расследования обоснованных постановлений о возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, проверка которых требует производства исследований документов и предметов, в том числе трупов, для установления наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также продолжительными сроками производства таких исследований.
По словам председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, срок проведения проверки сообщения о преступлении при необходимости производства исследований документов и предметов может быть продлен до 30 дней руководителем следственного органа по ходатайству следователя и прокурором по ходатайству дознавателя. Указанные изменения будут способствовать вынесению органами предварительного расследования более обоснованных постановлений о возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях.
Предлагается внести изменения в статьи 220 и 225 Кодекса о том, что в обвинительном заключении и в обвинительном акте указывается не только перечень доказательств, но и их краткое содержание.
Также проектом федерального закона предусматривается дополнить статью 448 Кодекса. В случае, если лицо имело возможность, но не сообщило органу предварительного расследования о том, что относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, либо в письменном виде заявило о том, что не желает воспользоваться гарантиями, предоставленными ему главой 52 Кодекса ("Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц"), уголовное преследование в отношении такого лица осуществляется в обычном порядке.
К категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, относятся: 1) член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; 2) судья Конституционного Суда Российской Федерации, судья федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировой судья и судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия; 3) Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации; 4) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; 5) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации; 6) прокурор; 6.1) Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; 6.2) руководитель следственного органа; 7) следователь; 8) адвокат; 9) член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; 10) зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Внесение данного изменения в статью 448 Кодекса обусловлено необходимостью обеспечить таким лицам своевременное предоставление гарантий, предусмотренных главой 52 Кодекса. Изменение в статью 448 также позволит исключить возможность уклонения от уголовной ответственности лиц, которые умышленно скрывают от органов предварительного расследования, что они относятся к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, до завершающих стадий осуществляемого в отношении их уголовного судопроизводства.