Прокуратура Калининградской области в январе 2010 года повторно подаст исковое заявление в суд с требованием отменить региональный закон, которым были существенно повышены ставки транспортного налога, что вызвало массовое недовольство в области, сообщил сегодня старший помощник облпрокурора по взаимодействию с органами власти Максим Коломиец.
Как сообщил представитель пресс-службы областного суда, сегодня Калининградский областной суд рассмотрел заявление прокурора области о признании недействующим и не подлежащим применению регионального закона от 30 ноября 2009 года номер 397 "О внесении изменений в закон "О транспортном налоге".
"В ходе судебного заседания правительством Калининградской области и Калининградской областной думой заявлены ходатайства о прекращении производства по делу. В обоснование стороны ссылались на то, что закон вступает в силу с 1 января 2010 года. Таким образом, в заявлении прокурором оспаривается недействующий на сегодняшний день нормативный правовой акт. Он не вступил в силу, поэтому не может в настоящее время повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан", — сказал представитель пресс-службы.
По его словам, в связи с этим судом было вынесено определение о прекращении дела. "Определение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение десяти дней. Это, вместе с тем, не лишает прокурора права оспорить законность нормативного правового акта после 1 января 2010 года", — отметил собеседник. "Областная прокуратура обязательно повторно подаст исковое заявление, требуя признать закон недействующим", — сказал Коломиец после заседания суда.
Прокурор Калининградской области Алексей Самсонов направлял в областной суд заявление о признании недействующим и не подлежащим применению местного закона, которым были существенно увеличены ставки транспортного налога в регионе.
По мнению облпрокуратуры, при принятии закона было допущено два нарушения.
Во-первых, недавние поправки в Налоговый кодекс РФ, которые позволяют региональным властям повышать ставки транспортного налога до десяти раз, вступят в силу только с 1 октября 2010 года — получается, что депутаты облдумы руководствовались законом, который еще не вступил в силу.
Во-вторых, все нормативно-правовые акты, связанные с налогами, вступают в силу не ранее чем через один месяц со дня их официального опубликования — в случае с законом сроки не выдерживаются, ведь принятый 30 ноября закон о повышении ставок транспортного налога был опубликован 1 декабря, а не 30 ноября, как следовало.
Калининградская область — один из наиболее "автомобилизированных" регионов РФ: почти на миллион местных жителей тут приходится около 350 тысяч транспортных средств. Очередное повышение транспортного налога было одобрено областной думой 30 ноября. Это вызвало недовольство среди местных автомобилистов — в частности, байкеры в массовом порядке сняли с учета свои мотоциклы, а 12 декабря в центре города прошла многолюдная акция протеста — по данным УВД, там собралось более 3 тысяч человек. В УВД считают, что в случае повторного митинга в акции протеста может принять участие гораздо больше калининградцев.
Ранее губернатор Георгий Боос заявлял, что в январе 2010 года встретится с думской фракций "Единая Россия", чтобы обсудить возможный пересмотр ставок транспортного налога.
Он подчеркнул, что прекрасно осознавал, какую реакцию может вызвать предложенное областным правительством повышение ставок транспортного налога. Боос отметил, что "отдавал себе отчет в том, что увеличение налога — непопулярная мера", и его рейтинг упадет, а люди будут недовольны. Он отметил, что другого способа найти деньги на содержание дорог нет.
Парламентское большинство в Калининградской облдуме предлагало не повышать транспортный налог для автомобилей с мощностью 100-150 лошадиных сил (таких машин — около 100 тысяч в Калининградской области), однако в областном правительстве не согласились с депутатским предложением.
Если в законопроекте от 19 ноября на автомобили мощностью 100-150 лошадиных сил планировалось установить ставку в 35 рублей за "силу", то в законопроекте от 30 ноября — уже 44, и средняя сумма налога вырастет до 6,6 тысячи рублей в год.
Для тех, у кого под капотом 150-200 "лошадей", ставка с 50 рублей поднимется до 63 рублей, у кого 200-250 — с 75 рублей до 94 рублей, а у кого более 250 — со 150 рублей до 180 рублей. По мотоциклам и мотороллерам рост идет в разы. Повышение предусмотрено и по остальным транспортным средствам — автобусам, грузовикам, тракторам, снегоходам и мотосаням, даже катерам, яхтам, гидроциклам, самолетам, вертолетам. Взиматься транспортный налог по таким новым ставкам будет с 2011 года, общая сумма сборов превысит 700 миллионов рублей.
Тема транспортного налога, широко обсуждавшаяся в последнее время в обществе, нашла свое отражение в письмах к Владимиру.Путину. Премьера просят включить этот налог в стоимость горючего. "Тогда каждый будет платить в зависимости от частоты пользования транспортным средством и, что не менее важно, платить в бюджет того региона, по дорогам которого он ездит", — поясняет свою позицию один из автомобилистов. Другой водитель жалуется премьеру: "Исправно плачу транспортный налог, но дороги в Володарском районе Нижегородской области находятся в ужасном состоянии и длительное время не ремонтируются. Когда денежные средства транспортного налога будут действительно вложены в ремонт дорожных покрытий?" Кроме того, из года в год, счастливых обладателей машин интересует, и почему "цены на нефть на мировых рынках резко падают, а цены на бензин на наших заправках остаются практически на уровне прошлого года?" "Может, стоит ввести государственное регулирование цен?" — вновь и вновь предлагают потенциальные собеседники премьера.