С этого года ограничено действие антикризисных налоговых льгот, касающихся процентов по займам. Теперь они распространены лишь на кредиты, полученные до 1 ноября 2009 года, сообщают "Ведомости".
Одной из антикризисных мер правительства было снижение налоговой нагрузки на прибыль за счет льгот, связанных с обслуживанием кредитов. До кризиса компании могли вычесть из налогооблагаемой прибыли расходы на проценты по рублевым кредитам в размере 1,1 ставки рефинансирования, с 1 сентября 2008 года коэффициент вырос до 1,5, с 1 августа 2009 года. — до 2 (по валютным — с 15% до 22%).
Льгота была временной — до конца 2009 года. 27 декабря президент Дмитрий Медведев подписал закон, продлевающий ее действие до 30 июня 2010 года. При этом в поправках установлены жесткие ограничения: льготу можно применить только по кредитам, полученным до 1 ноября (лимит по валютным кредитам снижается до 15%).
Получается, что по рублевым кредитам, выданным после 1 ноября, придется платить налог на прибыль (20%), если проценты превышают ставку рефинансирования на 10%, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. "С 29 октября она снизилась с 10% до 8,75%, видимо, правительство считает, что бизнес может получить кредиты по таким ставкам", — удивляется он. Даже по данным Центробанка, средняя ставка по кредитам (без учета Сбербанка) нефинансовым организациям составила в ноябре 13,6% (максимум был в январе — 17,4%). Ситуация с кредитованием улучшается, констатирует директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков.
Странно, что правительство решило свернуть действие льготы, хотя кредит действительно становится доступнее, отмечает совладелец ГК "Виктория" Николай Власенко: с ноября ставки начали снижаться — с 17-19% до 13% к концу года. Для малого и среднего бизнеса ставка может достигать и 20%, говорит президент клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов.
Резкое изменение правил игры усложняет планирование, сетует юрист крупного холдинга: "Рассчитывали, что льготу продлят без таких ограничений". Но если сохранять повышенный коэффициент неизменным, это не будет стимулировать снижение ставок, уверен зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. С ним согласен Парфенов: клиент будет требовать от банка снизить ставки, так как обслуживать долг придется в том числе из чистой прибыли.