ПРАВО.ru
Новости
15 января 2010, 11:23

Полковники ФСБ и МВД обвиняются в вымогательстве $8 млн

Полковники ФСБ и МВД обвиняются в вымогательстве $8 млн
Бывший заместитель начальника управления "Н" ФСБ России Сергей Наумов оказался преступником Фото Право.Ru

Следственный отдел по Центральному округу Москвы следственного комитета при прокуратуре РФ завершил расследование громкого уголовного дела о вымогательстве более $8 миллионов у гендиректора серпуховского ЗАО "Восход" (один из крупнейших в стране производителей картона и бумажной продукции) Владимира Егорова и бывшего председателя совета директоров предприятия Александра Щукина. В этом обвиняется целая группировка силовиков, в которую среди прочих входили бывшие заместитель начальника управления "Н" ФСБ России Сергей Наумов и заместитель руководителя управления "К" МВД РФ Владимир Ткачев, а также экс-президент Федерации самбо и дзюдо Московской области Михаил Синякин, дело которого выделено в отдельное производство.

В окончательной редакции полковникам Наумову и Ткачеву, а также еще пяти фигурантам громкого дела было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 163 УК РФ ("Вымогательство в особо крупном размере, совершенное в составе организованной группы"). Обвиняемые уже завершили ознакомление с материалами уголовного дела, занимающего восемь томов, после чего обвинительное заключение было направлено на утверждение в прокуратуру Москвы. Оттуда оно должно поступить в Тверской районный суд.

По материалам уголовного дела сын бывшего заместителя министра оборонной промышленности СССР бизнесмен Александр Щукин и его деловой партнер Владимир Егоров познакомились с Сергеем Наумовым в мае 2004 года. И хотя к этому времени господин Наумов уже был в отставке, бизнесменам его рекомендовали как очень влиятельного человека: в ФСБ полковник Наумов несколько лет занимал должность заместителя начальника управления "Н", которое курирует таможню. Постепенно отношения между отставным чекистом и предпринимателями стали приятельскими, а вскоре, как утверждает Владимир Егоров, господин Наумов предложил им ""крышу", заверяя, что решит любые проблемы", и они согласились. Полковник Наумов не только оказывал покровительство партнерам, но и ссужал их деньгами под большие проценты. Из-за переданных бизнесменам средств впоследствии и начались разборки.

Как рассказал Владимир Егоров, полученные от господина Наумова $1,5 миллиона пошли на развитие бизнес-центра "Загородная плаза" на Загородном шоссе, который принадлежал супруге господина Щукина. Сейчас господин Щукин сам находится под стражей — его обвиняют в вымогательстве акций у новых владельцев этого бизнес-центра.

"Арендаторы помещений в бизнес-центре платили около $200 тысяч в месяц, и из этих средств с Наумовым был произведен полный расчет",- утверждает господин Егоров. Однако, по версии самого господина Наумова, партнеры не только не вернули ему заемные средства, которых было раз в десять больше, но и использовали их при покупке крупнейшей российской бумажной фабрики "Восход", Саратовского авиационного завода и ЗАО "Бумизделия".

Летом 2007 года в загородном доме господина Наумова состоялась встреча бывших партнеров, на которой он потребовал передать ему акции этих компаний. Объяснения господ Егорова и Щукина о том, что предприятия были приобретены на банковские кредиты, экс-чекист не принял, после чего у них начались проблемы.

"Господин Наумов обещал, что его люди убьют меня, а его бывшие сослуживцы — что посадят, "пристегнув" к какому-нибудь уголовному делу",- утверждает господин Егоров. Под давлением 2 августа 2007 года господин Егоров подписал договор о продаже господину Наумову за 100 тысяч рублей акций "Восхода". Александр Щукин, в свою очередь, бесплатно передал офшорной компании Sikara Imc., якобы принадлежавшей родственникам господина Наумова, 25,5% акции "Бумизделий". Однако на этом их проблемы не закончились. 21 августа того же года господа Щукин и Егоров, по версии следствия, были захвачены сообщниками господина Наумова, среди которых были экс-заместитель начальника управления "К" МВД РФ Владимир Ткачев и тогдашний глава Федерации дзюдо Московской области Михаил Синякин. Бизнесменов избили, заставив подписать долговые расписки на сумму более $8 миллионов. Господа Егоров и Щукин обратились в правоохранительные органы, которые возбудили уголовное дело о вымогательстве.

Михаила Синякина, находившегося за границей, объявили в розыск. Болгария выдала его России только в прошлом году, поэтому его дело выделено в отдельное производство. Остальных предполагаемых участников вымогательства задержали в 2008 году. На свободу из них под залог в 7 миллионов рублей вышел только Сергей Наумов.

Интересно, что результатами расследования оказались недовольны все стороны. Потерпевшие считают, что расследование было проведено неполно, поскольку в дело не вошли эпизоды с вымогательством у них акций предприятий. Кроме того, они считают, что действия господина Наумова и его сообщников можно было квалифицировать по ст. 210 УК РФ ("Организация преступного сообщества или участие в нем"). Дело в том, что экс-чекист подозревался в организации рейдерских атак на крупные предприятия, а задержали его во время попытки захвата известного магазина "Библио-Глобус" в Москве. При обыске же у господина Наумова была изъята картина Василия Тропинина "Юноша с книгой", которую похитили во время первой чеченской компании из Грозненского художественного музея. Дело о хищении картины из музея расследуется ОВД Ленинского района чеченской столицы, но о результатах следствия ничего не известно.

Защита обвиняемых, в свою очередь, считает, что в их действиях не было вымогательства. "Им можно было бы инкриминировать только "Самоуправство"",- считает адвокат господина Синякина Евгений Мартынов. Защита ставит под сомнение и законность самих следственных действий по громкому делу. Так, например, на днях Хамовнический районный суд Москвы вынес решение о том, что Михаил Синякин был неправомерно объявлен в розыск. Как выяснилось в ходе разбирательства, следствие, зная, что господин Синякин находится на лечении в Австрии, и располагая его адресом и номером телефона, не вызвало его на допрос. Нарушение этой процедуры и повлияло на последующее решение суда.