Сегодня заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин принял участие в круглом столе на тему "Роуминг в СНГ: границы правовых пространств и ограниченность времени разговоров", сообщила пресс-служба ФАС. Он рассказал о проведении ФАС России анализа тарифов, устанавливаемых основными операторами на услуги связи в роуминге. В ходе работы в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) и Штаба по совместным расследованиям выявлено следующее.
Тарифы в роуминге в 2-2,5 раз выше установленных тем же оператором тарифов на услуги международной связи по сетям сотовой связи.
В ходе работы МСАП установил, что наибольшую долю затрат в тарифе на услуги связи в роуминге российского оператора (базовый тариф) составляет доля дохода оператора — партнера.
Необходимо отметить, что операторы "большой тройки" устанавливают для абонентов единый тариф независимо от тарифа оператора связи — партнера, применяя перекрестное субсидирование как внутри каждого направления (тарифной зоны), так и внутри каждой страны, где абонент получает услуги связи у оператора — партнера.
Выявлено также, что стоимость услуг операторов — контрагентов существенным образом отличается друг от друга в зависимости от принадлежности оператора — партнера к группе лиц: тарифы операторов-партнеров, входящих в ту же группу лиц, что и российский оператор, ниже, чем тариф для операторов -партнеров, не входящих в группу лиц, от 2 до 3,7 раз. По мнению ФАС России, такие действия могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства в части установления дискриминационных условий.
Таким образом, имеется экономическая возможность снижения тарифов.
Также ФАС России выявила, что операторы связи — контрагенты рассчитываются между собой посекундно, но при наличии технической возможности посекундной тарификации расчеты с абонентами производятся поминутно. По мнению ФАС России, такие действия могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства в части навязывания невыгодных условий договора.
На основании указанных данных можно сделать вывод о сопоставимости тарифов на услуги связи в международном роуминге, устанавливаемых операторами "большой тройки" — отклонение составляет 3-13%, и об отсутствии сопоставимости тарифов на услуги связи в международном роуминге, устанавливаемые всеми (включая операторов "большой тройки") операторами связи — отклонение составляет 19-93%.
Операторы группы ТЕЛЕ 2 устанавливают тарифы на аналогичные услуги связи на уровне максимальной предельного тарифа, установленного для операторов Евросоюза (18 рублей за минуту исходящего соединения на направлении Западная и Восточная Европа), иные российские операторы устанавливают тарифы на уровне, значительно превышающем указанный.
Ранее сообщалось, что ФАС России рассматривает вопрос о возбуждении дела в отношении ОАО "МТС", ОАО "ВымпелКом", ОАО "МегаФон" по признакам нарушения части 1 статьи 10 закона "О защите конкуренции" в части установления, поддержания монопольно высоких цен на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием роуминга, сообщает пресс-служба ФАС России. В результате анализа тарифов на услугу предоставления подвижной радиотелефонной связи с использованием роуминга ФАС России выявила, что тарифы в роуминге в 2-2,5 раз выше установленных тем же оператором тарифов на услуги международной связи по сетям сотовой связи. Уровень тарифов, установленный операторами "большой тройки" на услуги связи с использованием роуминга, превышает установленный Еврокомиссией в 3-6 раз. При этом, наименьшие тарифы на услуги сотовой связи в роуминге установлены операторами группы ТЕЛЕ2, входящего в группу лиц Tele2 AB (Швеция); доходность от оказания услуг связи в международном роуминге операторов "большой тройки" превышает доходность операторов связи, не входящих в "большую тройку" до двух раз. Таким образом, ФАС России полагает, что тарифы на услуги связи в роуминге, установленные операторами "большой тройки", необоснованно завышены.