Правительству не нравится идея госмонополии на производство и оборот этилового спирта. Изучить ее целесообразность предлагал Дмитрий Медведев, пишут "Ведомости".
"Что такое госмонополия на спирт? Это значит, что нужно выкупить по рыночным ценам все активы, которые находятся в частных руках. Где взять деньги на это? И даже если мы их выкупим, что делать дальше? Государство вряд ли способно быть эффективным собственником", — цитирует первого вице-премьера Виктора Зубкова агентство "Интерфакс". Кремлевский чиновник говорит, что в администрации президента полностью поддерживают мнение Зубкова.
Изучить целосообразность введения госмонополии до 1 марта президент Дмитрий Медведев поручил премьер-министру Владимиру Путину после совещания в августе 2009 года.
В конце 2009 года глава Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) Игорь Чуян сообщил о трех возможных сценариях введения госмонополии.
Несколько заинтересованных ведомств на вопрос президента Дмитрия Медведева ответили, что введение монополии нецелесообразно, рассказал источник в одном из ведомств. По его словам, введение алкогольной монополии изучалось на международном опыте и особенно внимательно рассматривалась ситуация в странах Северной Европы — например, Норвегии и Финляндии. В них ранее существовала полная монополия на алкоголь, но после вступления в ЕС осталась лишь монополия в розничной торговле. В России, согласно статистике, предоставленной регионами, сейчас существует около 117 000 розничных предприятий по продаже алкогольной продукции, управляющих примерно 200 000 точек продаж. Создание сопоставимой государственной сети потребовало бы огромных инвестиций, тем более что выступающие за введение розничной монополии регионы предлагали делать это исключительно за счет федерального бюджета, объясняет собеседник.
Ранее чиновники правительства и депутаты Госдумы сообщали, что в марте правительство собирается внести в Госдуму так называемый антиалкогольный пакет. Он должен включать как прямые меры по сокращению потребления алкоголя, так и предложения по изменению регулирования рынка. Они предполагают, например, введение единых правил лицензирования розничной торговли (сейчас эти правила разрабатывают регионы), введение лицензирования перевозок спирта, установление единой ставки акциза для всей спиртосодержащей продукции и перенос уплаты суммы акциза на спирт со 100%-ной предоплатой или предоставлением банковской гарантии. Ранее источник, близкий к руководству Госдумы, рассказывал, что внесение этого пакета откладывали уже трижды.
Напомним, что 1 марта вступил в силу закон, запрещающий производить спирт, если завод не перерабатывает или не утилизирует барду — основной отход при производстве. Количество спиртопроизводителей за год может сократиться на 30%, считают эксперты. "Правильным" предприятиям вчера же начали выдавать акцизные марки для спиртного. Вступление нового закона переносили уже дважды — на год и на два месяца. Производители спирта сетовали на то, что не успеют поставить оборудование на переработку барды. Хотя эксперты считают, что многие из них и не хотели ставить. Пока вопрос с введением или невведением госмонополии на производство этилового спирта не решен, ни один из владельцев не хочет вкладывать огромные деньги в оборудование. Один такой агрегат стоит от 1 миллиона долларов. "Многим будет легче уйти с рынка, чем купить такую технику", — говорит известный аналитик рынка Вадим Дробиз. Но для потребителей новый закон не опасен. Из 130 спиртопроизводящих заводов больше половины рынка занимают 20-30 компаний. Скорее всего, по словам эксперта, они имеют такую технику и не уйдут с рынка. Поэтому дефицита на прилавках не будет. Также как и повышения цен. Для подорожания водки нет повода. "Может увеличиться количество нелегального спиртного", — считает Вадим Дробиз.