Генпрокуратура России выявила многочисленные нарушения законодательства в сфере закупок лекарств, изделий медицинского назначения и медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд в субъектах РФ, сообщает пресс-служба Генпрокуратуры.
Практически повсеместно должностные лица органов исполнительной власти, местного самоуправления и здравоохранения злоупотребляют должностными полномочиями, создавая административные барьеры при проведении торгов, ограничивают конкуренцию, предоставляют привилегии отдельным хозяйствующим субъектам.
В подавляющем большинстве субъектов государственные контракты заключались без соблюдения процедур, установленных действующим законодательством (республики Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Забайкальский край, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Томская, Саратовская, Свердловская, Челябинская области и др.)
Распространены случаи, когда требованиям, указанным в технической документации, соответствуют только определенные импортные препараты, что не позволяет отечественным предприятиям, производящим их аналоги, принять участие в торгах. Факты лоббирования интересов конкретных коммерческих организаций при организации торгов и нарушения законодательства о защите конкуренции установлены прокурорами Республики Коми, Забайкальского, Пермского краев, Нижегородской, Омской, Томской, Челябинской областей и др.
Так, управлением по организации конкурсов и аукционов правительства Нижегородской области при проведении аукциона на поставку медицинского оборудования в техническое задание на поставку компьютерных томографов и рентгенодиагностических хирургических аппаратов включены требования, являющиеся уникальными для оборудования, произведенного Toshiba Medica (Япония).
Практически во всех регионах прокуроры установили факты участия в комиссиях по проведению торгов лиц, заинтересованных в результатах размещения заказа.
В ряде субъектов в результате отсутствия порядка формирования максимальных цен государственных контрактов лекарства зачастую закупаются по завышенным ценам, что влечет за собой причинение прямых убытков бюджету. Так, при заключении министерством здравоохранения Республики Коми государственного контракта на поставку лекарственного средства "Бисакодил-Акри" закупочная цена препарата в 36 раз превысила рыночную.
При проверке исполнения законодательства в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ выявлены факты нарушений при проведении министерством торгов, отсутствия контроля за исполнением обязательств по государственным контрактам, ненадлежащей организации претензионной работы с поставщиками-нарушителями. Единой комиссией министерства по размещению заказов к участию в аукционе допускались лица, заявки которых не соответствовали требованиям документации об аукционе. Они же зачастую признавались победителями.
Кроме того, министерство ненадлежащим образом осуществляет контроль за качеством препаратов и оборудования, поставляемых по результатам проведения торгов. Имеют место факты принятия оборудования при наличии претензий к качеству у получателей.
По результатам проверки в адрес министра здравоохранения и социального развития и и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития внесены представления.
Всего по результатам проверок прокуроры выявили более 18 тысяч нарушений, для устранения которых внесено 4,5 тысячи представлений, опротестован 151 незаконный нормативный правовой акт, в суд направлено 595 заявлений, должностным лицам объявлено 553 предостережения, возбуждено свыше 2,5 тысяч дел об административных правонарушениях, а также 15 уголовных дел.