Председатель СКП РФ Александр Бастрыкин в интервью "Российской газете" предложил обсудить один из важных вопросов, который в последнее время вдруг стал предметом исключительно острой и болезненной дискуссии. Вопрос волнует многих: для чего нужно нашим людям поголовно сдавать отпечатки пальцев и как это может помочь не только в раскрытии преступлений, но и в защите прав законопослушных граждан?
- Быстро задержать преступника и раскрыть преступление могут помочь отпечатки пальцев. Но это в том случае, если они есть в дактилоскопической базе данных. Ваше последнее предложение о том, что отпечатки пальцев неплохо было бы сдавать всем гражданам страны, наделало очень много шума. Получается, что все граждане будут под подозрением?
- Отпечатки пальцев нужны не только для раскрытия преступлений. Они необходимы для опознания трупов неизвестных лиц, отыскания десятков тысяч без вести пропавших. Это не обязательно жертвы преступлений. Зачастую люди престарелого возраста уходят из дома, и их не могут найти. В этих случаях нам бы очень помогли дактило скопические и геномные базы данных. Общество сегодня развивается таким образом, что есть социальная необходимость изучения, обобщения, накопления информации. В частности, дактилоскопия — это одна из возможностей такую информацию накапливать и использовать в интересах всего общества. Таким образом, криминальная составляющая дактилоскопической регистрации — лишь одна из целей, которые ставятся перед созданием такой базы данных.
- Но это не будет нарушать права человека?
- Когда я на коллегии прокуратуры сказал, что нам в будущем нужно рассмотреть вопрос о всеобщей дактилоскопии в России, я имел в виду не только поиск преступников. Речь шла в первую очередь о защите прав всех российских граждан. Дактилоскопическая и геномная базы данных смогли бы в значительной степени повысить защищенность людей. Это поможет не только быстрее вычислять правонарушителей, но и кардинально решить проблему с поиском без вести попавших, похищенных, потерявших память людей — особенно детей и стариков. Огромную помощь окажет подобная база данных при природных и техногенных катастрофах. Но на меня тут же обрушились критики. В их выступлениях, на мой взгляд, очень много политики и эмоций, но никто из них почему-то не вспоминает, что сегодня без сканирования отпечатков пальцев вы не получите визу ни в Великобританию, ни в Германию, ни в США. У меня есть предложение — давайте просто честно и открыто обсудим эту тему и попробуем в каком-нибудь регионе России провести эксперимент. И пусть потом там люди выскажутся, правильное ли было решение с изменением методов всеобщей регистрации населения данного региона.
Однако подобные инициативы плохо совмещаются с Конституцией и законами. Закон "О государственной дактилоскопической регистрации" обязывает проходить ее людям из группы риска: военнослужащим, сотрудникам силовых структур, налоговой службы, спасателям, летчикам и кандидатам в частные детективы. Отпечатки пальцев должны сниматься и с подозреваемых в преступлениях, иностранцев, попросивших в России политического убежища или подлежащих выдворению с нашей территории, россиян и иностранцев, личность которых невозможно установить иным способом, а также с неопознанных трупов. Вероятно, Бастрыкин считает, что все жители региона входят в группу риска. Это может привести к последствиям, противоположным тем, на которые рассчитывает Бастрыкин, — взрыву возмущения.