Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова вчера резко раскритиковала действия столичной милиции при противодействии уличным акциям. По ее мнению, милиционеры не умеют вычислять их организаторов, "хватают всех", в том числе случайных прохожих и журналистов, а "в суде вообще никто ничего не может сказать". Это заявление было сделано в Мосгордуме, где обсуждались поправки к закону, позволяющие снизить нагрузку на мировых судей, которые рассматривают сотни дел в отношении участников несанкционированных акций. Госпожа Егорова инициативу поддержала, однако заметила, что основная проблема не в перегруженности судей, а в "некачественной подготовке в ОВД административных материалов".
Вчера в Мосгордуме прошло совместное заседание комиссий по кадровым вопросам и по законодательству. На нем обсуждалось обращение столичной прокуратуры, которая просит изменить федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации". Первый зампрокурора города Вячеслав Росинский объяснил, что только в 2009 году в Москве прошло 162 несогласованных с властями акций, на которых было задержано 1796 человек. Однако протоколы об административном правонарушении были составлены лишь на 1296 человек. Причем зачастую мировые судьи возвращают дело на рассмотрение обратно в ОВД из-за того, что документы составлены с ошибками. Срок давности по статье 20.2 КОАП об участии в несанкционированной акции составляет два месяца, однако материалы дела могут идти из суда в ОВД и обратно гораздо дольше. "Человек, совершивший правонарушение, остается безнаказанным",- посетовал господин Росинский. В прокуратуре предполагают, что большое количество отказов в рассмотрении дел происходит из-за чрезмерной загруженности судей. Ведь большинство акций происходят в центре города, и задержанных судят потом мировые судьи Тверского и Китайгородского районов, причем у одного судьи может накопиться до сотни административных дел участников оппозиционных акций. Прокуратура хочет, чтобы председатели судов получили возможность по своему усмотрению перераспределять дела между мировыми судьями (в действующей редакции закона это можно сделать, только если судья болен или в отпуске).
Члены комиссий Мосгордумы возражений не имели, однако спокойный ход заседания нарушила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. Вступившись за подопечных, она резко раскритиковала сотрудников милиции, которые участвуют в задержаниях оппозиционеров. "К моему ужасу, ни один сотрудник милиции не знает организаторов акций. Они их хватают подряд,- процитировало госпожу Егорову агентство "Интерфакс".- Зачастую участника акции задерживает один милиционер, передает его другому, а тот — третьему, составляющему протокол. Видимо, тому, кто поумнее. Это приводит к тому, что материалы по задержанным в ходе акций готовятся некачественно". Председатель Мосгорсуда призвала милицию "учиться правильно составлять протоколы и ответственно подходить к делу". Госпожа Егорова указала сотрудникам ГУВД Москвы и на то, что милиция "не занимается материалами, возвращенными из суда". "Милиция, видимо, занимается отловом, например, "главного лимоновца", доводя дело до вынесения судебного решения, а про остальных нарушителей забывают".
Председатель Мосгорсуда считает российских милиционеров слишком нежными. Уголовные дела по фактам оскорбления сотрудников милиции возбуждаются ради повышения показателей о раскрываемости преступлений, заявила 18 февраля на итоговом совещании председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. По ее словам, в 2009 году по фактам оскорблений милиционеров (статьи 318 и 319 УК РФ) было возбуждено свыше тысячи уголовных дел. Председатель Мосгорсуда не уточнила, увеличился ли этот показатель по сравнению с 2008 годом, однако сообщила, что эта цифра ее "испугала". "Опять наша любимая милиция, она очень у нас изобретательная. Они решили повысить, наверное, показатели … Я не хочу сказать, что в милиции работают плохие люди, нет большинство хорошие … но в семье не без урода. Сами работники милиции для того, чтобы составить себе "палки", сами рисуют эти 318 и 319 статьи об оскорблении милиционеров, в том числе нецензурной бранью, какие они у нас стали нежные…", — отметила Егорова. По ее данным, по таким уголовным делам московские суды в 2009 году в 3% случаев приговорили обвиняемого к лишению свободы, а по остальным назначили условный срок или штрафы. "Как мне сказали, штрафы эти платят сами сотрудники милиции", — подчеркнула она.
Отметим, что дело даже "главного лимоновца" до суда доходит не сразу. Так, за участие в очередном "Дне несогласных" 31 января 2010 года сопредседатель "Другой России" Эдуард Лимонов был оштрафован на 2 тысячи рублей лишь 26 февраля — со второй попытки. В первый раз документы из ОВД "Тверское" не были доставлены в суд вовремя.
В ГУВД Москвы заявление госпожи Егоровой вчера комментировать отказались. "Лучше бы претензии судьи Егоровой были адресованы правительству Москвы, потому что изначально это оно создает конфликтную ситуацию, запрещая мирные акции,- заявил господин Лимонов, организующий акции в защиту 31-й статьи Конституции.- А суды вынуждены заниматься абсурдом — доказывать, что Лимонов выступает за соблюдение Конституции, а они, выходит, против". "К сожалению, председатель Мосгорсуда не сказала, что корень проблемы находится в ее ведомстве,- считает адвокат Вадим Прохоров, не раз защищавший задержанных на акциях оппозиции.- Если бы столичные суды не отказывали оппозиции, которая жалуется на необоснованные запреты в проведении акций, проблемы не было бы как таковой".