Уже с 4 мая в России может начаться выплата денежных компенсаций за вред, причиняемый нарушением разумных сроков судопроизводства.
Как ранее сообщалось, Президент РФ Дмитрий Медведев 22 марта внес в Госдуму проект федерального закона № 346759-5 "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (с текстом законопроекта можно ознакомиться здесь).
Как говорится в пояснительной записке к документу, подготовка проекта ФЗ обусловлена необходимостью выполнения требований Европейского Суда по правам человека (далее — Европейский Суд) о создании эффективного средства правовой защиты в связи с выявленными системными нарушениями, выражающимися в несоблюдении разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов. При этом Европейский Суд исходит из того, что под эффективным средством правовой защиты в данном случае следует понимать комплекс определенных мер, направленных на предотвращение нарушения права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (постановление Европейского Суда от 15 января 2009 г. по делу "Бурдов против Российской Федерации, № 2").
На необходимость создания компенсационных механизмов защиты права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2008 г. № 734-О-П.
Законопроектом предусматриваются гарантии обеспечения гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, российским, иностранным и международным организациям (далее — заинтересованные лица) права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, нарушение которых является основанием для присуждения справедливой компенсации. Согласно законопроекту обратиться с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее — компенсация) вправе заинтересованное лицо, претерпевшее неблагоприятные последствияв связи с допущенными нарушениями разумного срока судопроизводства или исполнения судебного акта. При этом понятие судопроизводства включает в себя не только продолжительность рассмотрения дела в суде, но и длительность досудебного производства по уголовному делу.
Право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок имеют публично-правовую природу, в связи с чем законопроектом предлагается способ их защиты, отличающийся от гражданско-правового способа защиты прав, нарушенных незаконными действиями суда (судьи) и иных государственных органов и органов местного самоуправления (возмещение убытков). Однако предлагаемый способ защиты права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок не исключает возможности взыскания убытков, причиненных незаконными действиями суда (судьи) и иных органов, на которых лежит обязанность по исполнению судебных актов, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В связи с этим законопроектом предусматривается присуждение компенсации в случае обращения в суд с таким заявлением заинтересованного лица и при установлении факта чрезмерного нарушения разумного срока судопроизводства или исполнения судебного акта вне зависимости от вины суда или органа, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта.
В законопроекте содержатся положения о компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации, а также решаются другие вопросы, имеющие значение для единообразного рассмотрения указанных заявлений в соответствующих судах.
В части, касающейся определения подведомственности дел о присуждении компенсации, законопроектом предусматривается, что заявления о присуждении компенсации подаются в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, в каком суде (суде общей юрисдикции или арбитражном суде) был нарушен разумный срок судебного разбирательства или судебный акт какого суда не был исполнен (или был исполнен с нарушением разумного срока).
Законопроектом устанавливается, что исполнение судебных решений о присуждении компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства производится за счет средств федерального бюджета, а за нарушение разумного срока исполнения судебных актов — за счет средств федерального бюджета, или бюджета субъекта Российской Федерации, или местного бюджета.
В законопроекте предлагается возложить исполнение судебных решений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок на Министерство финансов Российской Федерации.
При подготовке окончательной редакции законопроекта были приняты во внимание замечания, содержащиеся в заключении Правительства Российской Федерации.
Как стало известно "Право.RU", ранее Правительство высказало по законопроекту следующие замечания. Часть 1 статьи 1 законопроекта предусматривает, что с заявлением о присуждении компенсации в случае нарушения права на судопроизводство в разумный срок имеют право обратиться лица, являющиеся в судебном процессе сторонами или третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, сторонами в исполнительномпроизводстве, а также подозреваемые, обвиняемые, осужденные, оправданные, потерпевшие. Вместе с тем указанный перечень лиц, имеющих право обратиться с заявлением о присуждении компенсации, не является исчерпывающим. В частности, в перечень не включены гражданский истец в уголовном судопроизводстве, а также иные лица, в отношении которых производились процессуальные действия и принимались процессуальные решения, затрагивающие их интересы.
Абзацем вторым части 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что стороны исполнительного производства могут обратиться с заявлением о присуждении им компенсации в случае нарушения их права на исполнение судебного акта в разумный срок, не связанного с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если такое нарушение явилось следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения судебным приставом-исполнителем своих обязанностей. Учитывая, что предметом правового регулирования законопроекта является порядок присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также за неисполнение решений по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, то есть к публично-правовым образованиям, полагаем необходимым дополнительно проработать вопрос об исключении данного положения законопроекта.
Требует уточнения норма абзаца второго части 2 статьи 1 законопроекта в части использования понятия "вина органов суда, органов уголовного преследования". В части 2 статьи 2 законопроекта предлагается исключить указание на "практику Европейского Суда по правам человека", имея в виду неопределенность данного понятия. Перечень судов общей юрисдикции, уполномоченных рассматривать в качестве суда первой инстанции дела о присуждении компенсации (абзац первый части 3 статьи 3 законопроекта), необходимо дополнить окружными (флотскими) военными судами.
Норма абзаца первого части 4 статьи 3 законопроекта, определяющая подведомственность федеральным арбитражным судам округов заявлений о присуждении компенсации, нуждается в уточнении в части рассмотрения соответствующих заявлений в случае нарушения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации права на судопроизводство в разумный срок. Положение абзаца второго части 4 статьи 3 законопроекта, касающееся возможности изложения требования о присуждении компенсации в заявлении о пересмотре судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, нуждается в согласовании с соответствующими положениями части 3 данной статьи в отношении актов судов общей юрисдикции (в том числе с учетом процедуры обжалования в порядке надзора таких судебных актов, предлагаемой проектом федерального конституционного закона № 306985-5 "О судах общей юрисдикции", внесенным Президентом Российской Федерации и одобренным Государственной Думой в первом чтении 29 января 2010 г.).
Согласно абзацу первому части 5 статьи 3 законопроекта заявление о присуждении компенсации в случае нарушения права на судопроизводство в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу. Полагаем возможным рассмотреть вопрос о дополнении законопроекта переходными положениями, определяющими порядок исчисления упомянутых сроков подачи заявления о присуждении компенсации в отношении судебных актов, вынесенных после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ) и до вступления в силу рассматриваемого федерального закона.
Абзацем третьим части 5 статьи 3 законопроекта в качестве должностных лиц, уполномоченных принимать решение о прекращении уголовного судопроизводства, названы дознаватель, следователь, прокурор и суд. Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 39 и частью второй статьи 40' Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимать уголовные дела к своему производству и принимать по ним процессуальные решения, в том числе о прекращении уголовного дела, вправе руководитель следственного органа и начальник подразделения дознания.
В части 6 статьи 3 законопроекта целесообразно предусмотреть, что в делах о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок представление интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответствующие финансовые органы либо финансовые органы и государственные органы, органы местного самоуправления, допустившие нарушение, в связи с которым присуждается компенсация, — главные распорядители средств соответствующих бюджетов. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением законопроекта, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
В пояснительной записке отмечается, что законопроект подлежит рассмотрению одновременно с проектом федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 24 и 26 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" и с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судебное разбирательство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Предполагается, что в случае принятия настоящего федерального закона он вступит в силу с 4 мая 2010 г., то есть с даты, с которой Российская Федерация должна начать на практике применять средства правовой защиты, предусмотренные постановлением Европейского Суда по делу "Бурдов против Российской Федерации, № 2".