Сегодня в Пресненском суде Москвы состоялось заседание по иску наследников коллекционера Михаила Де Буара, скончавшегося в 2009 году, к его предпоследней жене Любови Елизаветиной о признании права собственности в порядке наследования, сообщает корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.
Рассмотрение дело отложено в связи с запросами суда для установления родства истцов Ирины Бережной и Андрея Вяземшева, являющихся детьми коллекционера Михаила Де Буара.
В 2009 году коллекционер Михаил Де Буар организовал в музее "Царицыно" выставку древнерусских 192 икон ХIV века. В организации экспозиции ему помогала его бывшая жена Любовь Елизаветина. В ходе работы выставки коллекционер скончался. Выставка продлилась до начала февраля 2010 года. Однако вдова коллекционера Татьяна Де Буар не получила иконы, общей стоимости 30 миллионов долларов, после завершения их экспонирования в музее "Царицыно". Представители Татьяна Де Буар обратились в правоохранительные органы, утверждая, что уникальная коллекция была похищена.
В свою очередь администрация музея "Царицыно" распространила сообщение, в котором говорилось, что согласно договору иконы были предоставлены музею Любовью Елизаветиной и были возвращены ей после окончания выставки 1 февраля. 75 икон из коллекции ею были подарены ГМИИ им. Пушкина.
Как пояснил адвокат истцов Руслан Коблев, 192 иконы, составляющие коллекцию покойного Михаила Де Буара, находились в доме Татьяны Де Буар. Однако есть и другое имущество (картины, иконы), которое не вошло в коллекцию, но должно быть включено в наследственную массу.
Также Коблев заявил, что после смерти коллекционера Росохранкультуры не пустило нотариуса к коллекции в "Царицыно", в результате чего им был составлен акт о невозможности совершения нотариальных действий.
После того, Елизаветина, не являясь законным владельцем коллекции, подарила ГМИИ им. А.С. Пушкина 75 икон, наследники обратились в суд, который назначил обеспечительные меры — арест картин, находящихся в хранилище музея.
Местонахождение остальных икон Елизаветина, по словам адвоката, тщательно скрывает.
В настоящее время Елизаветина обжалует в Мосгорсуде постановление об аресте 75 икон из коллекции.
По мнению адвоката, сделка между ГМИИ им. А.С. Пушкина и Елизаветиной недействительна в силу ничтожности. Бывшая жена коллекционера отдала часть икон, чтобы присвоить оставшуюся часть коллекции, которую удерживает не законно.
Адвокат пояснил, что в суд подано два иска от дочери Де Буара Ирины Бережной и его сына Андрея Вяземшева. Всего у коллекционера четверо наследников — два сына, дочь и вдова Татьяна Де Буар. Согласно письменной последней воле Михаила Де Буара его наследники хотят оставить коллекцию неделимой, признав их право собственности без выделения доли наследства. Однако Елизаветина уже разделила коллекцию, прикрываясь актом дарения государству.
Адвокат пояснил, что коллекционером при жизни никогда не ставился вопрос о дарении. Елизаветина бывала в доме у Михаила и Татьяны Де Буар и помогала коллекционеру организовывать выставку икон в "Царицыно", однако после его смерти заявила, что она не только организатор, но и владелец коллекции. На момент организации выставки супруги были в разводе, и Елизаветина придумала историю с устным дарением 192 икон.
В свою очередь адвокат Елизаветиной Лариса Рябченко пояснила журналистам, что иске указаны 700 икон и картин, однако они не поставлены на учет в Росохранкультуры и не являются коллекцией, а лишь имуществом покойного коллекционера. 192 иконы коллекции Михаил Де Буар подарил своей бывшей жене на основании устного договора, 75 из них она преподнесла в дар ГМИИ им. А.С. Пушкина. Елизаветина хотела, чтобы в музее был отдельный зал Михаила Де Буара. Остальные иконы, по словам ее адвоката, в настоящее время находятся в госхранилище, и Елизаветина впоследствии намеревалась устраивать передвижные выставки в различных городах мира.
Рябченко считает, что требования истцов не сформированы, нет перечня и наименования икон и картин, а также не указана их стоимость. В случае признания договора между Елизаветиной и ГМИИ им. А.С. Пушкина недействительным, собственником, по мнению адвоката, будет по-прежнему Елизаветина на основании двусторонней реституции. Также не сформирована наследственная масса, поскольку на остальное имущество коллекционера (иконы и картины), помимо оспариваемых икон, у наследников нет актов постановки на учет в Росохранкультуры.
Все 192 иконы, представленные на выставке в "Царицыно", по мнению адвоката, являются собственностью Елизаветиной.
Представитель Любови Елизаветиной Ирина Матвиенко пояснила, что у ГМИИ им. А.С. Пушкина есть акт принятия коллекции и договор дарения. Выставку планировалось открыть 9 апреля в день рождения Михаила Де Буара, были напечатаны каталоги. Однако в результате наложения ареста на 75 икон в качестве обеспечительных мер, инициированных Ириной Бережной, и музей, и бюджет РФ потеряли большие деньги.
В настоящее время предпоследняя жена коллекционера Любовь Елизаветина намерена открыть виртуальный музей икон, которые должны были быть выставлены в ГМИИ им. А.С. Пушкина на сайтах debuar.ru, elisavetina.ru
Следующее заседание суда по делу назначено на 11 мая.