Как ранее сообщалось, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин сегодня выступил с рядом "резонансных" законодательных инициатив на заседании комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы.
В частности, А. Бастрыкин предложил получать за счет осужденных средства на государственную защиту потерпевших, включая такие меры, как предоставление другого жилья и даже изменение внешности путем пластических операций.
Об этих и других не менее важных предложениях главы СКП читайте в тексте его выступления в ОП, предоставленном пресс-службой Следственного комитета:
" В прошлом году в стране совершено около 3 миллионов преступлений. Четвертую часть из них составляют тяжкие и особо тяжкие. Но эти цифры представляет официальная статистика.
Между тем значительная часть граждан Российской Федерации, пострадавших от преступлений, не обращается за помощью в милицию, хотя до 30 % взрослого населения ежегодно подвергаются преступным посягательствам.
Как указывают 38 % пострадавших, основной причиной этого стало отсутствие веры в реальную помощь со стороны правоохранительных органов. Отсутствие веры в правосудие, в главенство закона ведет к тяжелым социальным последствиям. (Так, общий коэффициент насильственных смертей в России в последние годы достиг запредельной величины: 70 — 80 убийств на 100 тыс. жителей, а это на порядок больше чем в США, и на два порядка — чем в государствах Евросоюза.).
Крайнюю обеспокоенность положением потерпевших в стране высказал Президент Российской Федерации Медведев Д.А. Выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 4 марта текущего года, он отметил, что в России раскрывается лишь каждое второе преступление, нераскрытыми остается более 1 миллиона 300 тысяч преступлений. Не выявлены виновные в совершении более чем двух тысяч убийств и покушений на убийство, не установлены виновные в совершении 760 тысяч краж, свыше 124 тысяч грабежей. "Сами по себе цифры устрашающие, — сказал глава государства, — но самое главное, что за ними — судьбы конкретных людей: и потерпевших, и их близких, их родственников!".
Это тревожный сигнал не только для правоохранительных органов, но и для всего общества.
Задача государства состоит именно в том, чтобы защитить жертву преступления, при этом в соответствии с Конституцией Российской Федерации права потерпевших от преступлений охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Наряду с латентной преступностью (по оценкам экспертов на одно зарегистрированное преступление в России приходится четыре незарегистрированных), к сожалению, на практике продолжают иметь место факты отказа в приеме заявлений от пострадавших (так называемое укрытие заявлений от учета либо нарушения учетно-регистрационной дисциплины), факты оставления заявлений граждан без рассмотрения либо вынесение необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (где преступление имело место).
По фактам нарушений учетно-регистрационной дисциплины следователями Следственного комитета с момента создания возбуждено 210 уголовных дел, по которым к уголовной ответственности привлечены 206 должностных лиц, действия которых квалифицированы по различным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе по статьям 159 (мошенничество), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 290 (получение взятки), 292 (служебный подлог) УК РФ.
К уголовной ответственности привлечены 111 участковых уполномоченных, 61 сотрудник уголовного розыска, 14 руководителей структурных подразделений горрайотделов, 11 оперативных дежурных и помощников оперативных дежурных, 6 инспекторов патрульно-постовой, дорожно-постовой службы и отдела по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, 2 следователя следственных отделов при РОВД, 11 дознавателей, в том числе 1 дознаватель службы судебных приставов.
По фактам воздействия должностных лиц правоохранительных органов на пострадавших с целью отказа последних от подачи заявления возбуждено 16 уголовных дел, по которым к уголовной ответственности привлечены 17 должностных лиц.
(Пример, показывающий, как на практике зачастую работает система защиты потерпевших, история московской школьницы. 15 января 2010 г. в подъезде дома по улице Малая Грузинская ранее судимый 37-летний Роман Пехтерев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пытался совершить насильственные действия в отношении 12-летней школьницы. Преступный умысел гражданин Пехтерев не смог довести до конца по независящим от него причинам. Правоохранительными органами в возбуждении уголовного дела в отношении Пехтерева, совершившего это деяние, неоднократно отказывалось по мотиву отсутствия в его действиях состава преступления.
И только 19 февраля 2010 г. после публикаций ряда СМИ и обращений представителей общественных организаций, следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по г. Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 4 ст. 132 Уголовного кодекса Российской Федерации (покушение на совершение насильственных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста).
Несовершенно и законодательство Российской Федерации.
Не секрет, что само преступление и ход его расследования является для потерпевшего сильным стрессом. При этом в ходе всего предварительного следствия и судебного разбирательства потерпевший всегда обязан "ждать и догонять". Он вынужден ждать, чтобы попасть к следователю, он вынужден ждать, пока обвиняемый вдоволь наобщается со своим адвокатом (поскольку УПК РФ гарантирует обвиняемому право на свидания с защитником без ограничения во времени), он вынужден ждать, пока пройдет весь процесс следствия (при этом обвиняемый у нас может отказаться от участия в следственных действиях, потерпевший же такого права лишен), он вынужден ждать, пока обвиняемый и его защитник или защитники ознакомятся с материалами уголовного дела (при этом ни в одной стране мира нет положений о том, что обвиняемый и его защитник имеет право знакомиться с материалами уголовного дела без ограничения во времени, по нашему же законодательству ознакомление с материалами уголовного дела может длиться годами). И порой бесконечно долго потерпевший может ждать компенсации причиненного преступлением ущерба.
(Пример на эту тему: 26 марта 2008 г. в Санкт-Петербургском аквапарке "Вотервиль" в результате использования для обеззараживания воды неразрешенных химикатов произошло массовое отравление посетителей. 49 человек, в том числе 34 ребенка, были госпитализированы. Уголовное дело возбуждено по статьям 236 и 238 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
17 марта 2010 г. Василеостровским районным судом в совершении этих преступлений был признан виновным сотрудник аквапарка Куксов, который признал себя виновным и был приговорен к штрафу в размере 70 тысяч рублей. По делу были признаны потерпевшими 194 человека, здоровью которых действиями Куксова был причинен вред различной степени тяжести. Потерпевшие заявили гражданские иски на различные суммы о возмещении причиненного ущерба. При вынесении приговора судья признал, что данные иски обоснованны по праву, но посчитал, что обоснование по сумме ущерба потерпевшие должны представить дополнительно в суд по гражданским делам. Теперь при том, что преступление констатировано судом, имеется лицо, виновное в этом преступлении, 194 потерпевших должны дополнительно собирать массу документов в обоснование исковых требований и обращаться в суд по гражданским делам, после чего участвовать в судебных разбирательствах, зачастую затягивающихся на годы, которые возможно приведут к возмещению вреда.).
Современный механизм защиты интересов потерпевших нормами уголовного права, по нашему глубокому убеждению, позволяет сделать вывод о том, что не в полной мере защищаются нарушенные права и интересы граждан.
Как известно, защита имущественных и неимущественных прав граждан закреплены в уголовном законодательстве.
Действующее уголовное законодательство предусматривает такие уголовно-правовые формы возмещения вреда, причиненного потерпевшему, как, например, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, а также иные действия виновного, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему (п. "к" ч. 1 ст. 61 УК РФ).
Анализ уголовного законодательства в сфере возмещения вреда потерпевшему позволяет говорить о явной его недостаточности либо о наличии пробелов, что существенно затрудняет реальную защиту его интересов.
Причину пробелов в уголовном законе в части принципиальных положений, учитывающих интересы потерпевшего, следует искать в неурегулированности статуса потерпевшего.
В частности, нормы уголовного закона, регламентирующие возмещение вреда, в своей основе ориентированы на инициативное, добровольное посткриминальное поведение виновного лица.
Только в случае освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетнего, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, возмещение (заглаживание) причиненного вреда носит обязывающий характер.
Думается, при таком подходе невозможно обеспечить в полном объеме право потерпевшего на восстановление его нарушенных прав, интересов, жизненных ценностей.
В связи с этим считаем необходимым ввести в систему уголовных наказаний самостоятельный его вид — возложение обязанности возмещения (заглаживания) причиненного вреда.
В статьях Особенной части УК РФ данное наказание необходимо предусмотреть в качестве дополнительного вида наказания в ряде санкциях статей, охраняющих интересы личности, ее права и свободы.
В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации совершенно справедливо подчеркивается, что законом не предусмотрен момент, с которого лицо признается потерпевшим. Между тем следственная практика показывает, что нередко постановление о признании потерпевшим выносится к концу предварительного расследования, а до этого потерпевший допрашивается в качестве свидетеля, имеющего несравнимо меньше прав, чем потерпевший. Объясняется это просто, так как, по мнению некоторых дознавателей и следователей, потерпевший только мешает им разрабатывать свою следственную версию, в правильности которой они убеждены.
В печати уже давно высказывается мысль о том, что потерпевшим лицо должно признаваться одновременно с возбуждением уголовного дела. Этой точки зрения придерживаюсь и я, так как в большинстве зарубежных стран человек автоматически признается потерпевшим с момента возбуждения уголовного дела.
Вынесение постановления о признании лица потерпевшим и одновременно гражданским истцом стало бы основанием для активного включения этого лица в процедурную деятельность по расследованию преступления и по защите своих нарушенных преступлением прав.
Поэтому, безусловно, заслуживает поддержки внесенный в Государственную Думу 30 ноября 2009 г. членом Совета Федерации Лысковым А.Г. проект федерального закона № 291758-5 "О внесении изменений в статьи 42 и 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", направленный на обеспечение пострадавшим от преступлений своевременного доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (что и отражено в заключении Следственного комитета на данный законопроект).
Важным направлением в работе следственных органов по защите прав граждан является расследование преступлений в отношении социально незащищенных групп граждан, в том числе в отношении детей.
Как вам известно, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил приоритетные направления государственной политики в сфере защиты прав детей, указав, что борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер.
В связи с продолжающимся ростом преступлений в отношении детей в прошедшем году Следственным комитетом были выработаны дополнительные меры по защите несовершеннолетних от преступных посягательств.
В Уголовный кодекс Российской Федерации по нашей инициативе внесены изменения, ужесточающие наказание за совершение в отношении детей тяжких и особо тяжких преступлений.
Кроме того, суд теперь вправе назначить в качестве дополнительного вида наказания лишение права занимать определенные должности сроком до 20 лет. Таким образом, осужденные за эти преступления не смогут в дальнейшем иметь отношение к воспитанию несовершеннолетних.
Расследование преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, имеет свою специфику, обусловленную возрастными и социально-психологическими особенностями таких потерпевших. Это требует от следователей глубоких знаний в сфере подростковой психологии и педагогики для обеспечения эффективного производства процессуальных действий, получения от несовершеннолетних необходимой для следствия информации без ущерба для доказывания, защиты их прав и законных интересов.
В связи с этим мной 16 марта 2010 года подписано указание о введении специализации следователей Следственного комитета по расследованию преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.
Но полагаем, что нужны и другие меры.
Учитывая широкое распространение и увеличение в последние годы фактов вовлечения детей в занятие проституцией, изготовление с их участием порнографических материалов, назрела необходимость в принятии дополнительных мер по противодействию этим явлениям.
Нами направлены в Администрацию Президента Российской Федерации предложения о создании специального центра, по аналогии с Соединенными Штатами Америки, по пропавшим и эксплуатируемым детям.
Этот центр обеспечил бы мониторинг интернет-ресурсов, сайтов, содержащих детскую порнографию, для выявления фотографий возможных жертв, потенциально опасных пользователей, а также рекламных объявлений, ссылок, относящихся к детской порнографии. Мы полагаем, что это позволит более эффективно противодействовать насилию над детьми.
Кроме того, Следственный комитет участвует в реализации Президентской программы о предоставлении детям качественного образования и решении острейших социальных проблем — беспризорности, безнадзорности, подростковой преступности и наркомании.
При нашей активной поддержке в соответствии с Указом Президента России учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, который наделен широкими полномочиями по защите прав и интересов детей.
Среди мер, которые в настоящее время прорабатываются, Верховным Судом Российской Федерации осуществляется подготовка постановления Пленума "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве".
Полагаем, что строгое соблюдение норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве, служит важной гарантией реализации лицом, пострадавшим от преступления, своего конституционного права на доступ к правосудию, судебную защиту и компенсацию причиненного ему ущерба. Поэтому в указанном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации необходимо более полно дать разъяснения на вопросы, которые возникают в судебно-следственной практике по участию потерпевшего в уголовном судопроизводстве, в том числе:
а) об участии потерпевшего в судебном заседании при рассмотрении вопроса о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу или продлении срока его содержания под стражей;
б) о возможности назначения судом потерпевшему адвоката в качестве его представителя в случае ходатайства потерпевшего об оказании ему бесплатной юридической помощи;
в) о возможности обращения потерпевшего в суд с ходатайством об ограничении обвиняемого во времени при ознакомлении с материалами уголовного дела;
г) о возможности ознакомления потерпевшего с материалами уголовного дела в случае прекращения уголовного дела.
Следует отметить, что вступивший в действие с 1 января 2005 г. Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" заложил основы системы государственной защиты участников уголовного судопроизводства.
Вместе с тем основным недостатком данного Закона является ограничение его действия пределами уголовного судопроизводства. Ведь государство обязано защищать лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, не только в ходе уголовного судопроизводства.
В Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации дополнительно изучены и проанализированы законодательные нормы о государственной защите участников уголовного судопроизводства и иных лиц, а также практика их применения.
По результатам разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
Предложенные в законопроекте меры позволят повысить эффективность государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства как до, так и после принятия судом решения по уголовному делу.
Сегодня нам очень важно понимание и доверие наших граждан к следственным органам. Поэтому хотелось бы рассказать о положительном опыте работы с потерпевшими в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Чеченской Республике, где в основу был положен опыт расследования Британской группой исторических расследований в Северной Ирландии по фактам гибели людей в связи с действиями Ирландской республиканской армии.
Дело в том, что в Северо-Кавказском регионе часто возникают проблемы в работе с потерпевшими при расследовании преступлений прошлых лет, так называемых "чеченских дел", связанных с безвестным исчезновением или гибелью их родственников и близких лиц.
Практически по всех жалобах, находящихся на рассмотрении в Европейском Суде по правам человека, заявители говорят о невозможности ознакомиться с материалами дела, о том, что их держат в неведении о динамике и результатах расследования. Однако в соответствии с российским законодательством потерпевший имеет право знакомиться с материалами уголовного дела лишь по окончании предварительного расследования, а "чеченские дела" отличаются тем, что следствие по ним не завершено, большинство из них приостановлены, соответственно, складывается ситуация, когда государство не может предоставить потерпевшим материалы расследования.
В связи с этим следственным управлением по Чеченской Республике принимаются всесторонние меры к обеспечению максимально полного информирования потерпевших о ходе расследования:
разработана анкета потерпевшего по уголовным делам, в которой выясняется мнение потерпевших о качестве и результатах следствия, их замечания и предложения;
введена практика проведения встреч с потерпевшими, в ходе которых потерпевшим, без разглашения данных предварительного следствия и специфики выполняемых действий, в целом разъясняются организация работы по расследованию уголовных дел указанной категории, меры особого контроля за полнотой и эффективностью расследования, проблемы, с которыми сталкивается следствие и пути их решения (в том числе отказ свидетелей и потерпевших от дачи показаний, искажение либо неполнота сообщаемых ими сведений и т.п.);
обсуждаются и принимаются во внимание вопросы, волнующие потерпевших.
По результатам анализа соблюдения следователями управления прав потерпевших по уголовным делам, находящимся в их производстве, в целях реализации мероприятий, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации, а также из постановлений Европейского Суда по правам человека в части соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством прав участников уголовного судопроизводства, признанных в установленном порядке потерпевшими по уголовным делам, в следственном управлении республики в июне прошедшего года издан приказ "О принятии дополнительных мер по соблюдению прав потерпевших и их представителей следователями следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Чеченской Республике по находящимся в производстве уголовным делам", утверждающий одноименную инструкцию.
В инструкции регламентирован порядок ознакомления потерпевших с материалами уголовного дела до окончания предварительного следствия, согласно которому объем возможных для ознакомления документов по сравнению с предусмотренным ст. 42 (потерпевший) УПК РФ может быть расширен мотивированным решением руководителя следственного подразделения.
В результате принятых так сказать непроцессуальных мер и нового подхода к работе с потерпевшими жалобы (ходатайства) от потерпевших, начиная с августа 2009 года, не поступали.
Также в следственном управлении республики введена практика подготовки отчетов потерпевшим о проделанной работе по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым приостановлено в порядке ст. 208 (основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия) УПК РФ.
Кроме высказанных мной предложений необходимы и иные меры по защите прав и законных интересов потерпевших, а именно:
• В первую очередь, это скорейшее принятие закона о потерпевшем от преступления, где будет определено его правовое положение, права и обязанности.
• Поскольку "государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба" (статья 52 Конституции Российской Федерации), необходимо создание государственных механизмов для возмещения ущерба и оказания другой помощи потерпевшим. Для этого предлагаем образовать национальный компенсационный фонд, управляемый Правительством Российской Федерации и создаваемый за счет штрафов, налагаемых на правонарушителей, или за счет денежных вознаграждений, которые получают правонарушители за выполнение общественно полезного труда.
• В статью 43 УК РФ предлагается включить наказание в виде возложения обязанности загладить причиненный вред. И расположить его в системе наказаний надо первым, то есть перед штрафом. Полагаем, что данный вид наказания должен быть отнесен к категории дополнительных. Полагаю, что реализуя высказанные на слушаниях предложения, мы совместными усилиями сдвинем этот "камень преткновения" и добьемся результатов в обеспечении законных прав и интересов потерпевших в уголовном судопроизводстве. "