Общество должно контролировать бюджетные расходы; подкуп иностранцев — такое же преступление, как и подкуп россиян. Эти и другие новшества содержатся в новом антикоррупционном документе президента, пишут "Ведомости".
Стратегию и новый план по борьбе с коррупцией на 2010-2011 годы члены президентского совета по коррупции обсудили и одобрили во вторник, но ни подписан, ни опубликован он не был. Журналистам удалось ознакомиться с текстом, розданным на совещании.
По сравнению с предыдущей версией план стал более конкретным: появились ответственные лица и сроки исполнения. К нормам о ротации госслужащих, об антикоррупционной экспертизе, о введении института лоббизма и о повышении квалификации борцов с коррупцией, перекочевавшим из первой редакции, добавились нормы из международного опыта борьбы с коррупцией.
Генпрокуратуре рекомендовано проанализировать практику привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц при заключении международных сделок, а Минюсту, МИДу и Минэкономразвития — решить, соответствует ли она принятой в 1997 году конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
По этой конвенции подкуп или покушение на подкуп должностного лица иностранного государства — такое же уголовное преступление, как и подкуп чиновника-соотечественника. Под статью подпадает даже предоставление преимуществ третьим лицам и даже в случаях, когда от чиновника требуется лишь бездействие. Преступление будет фиксироваться независимо от того, в какой стране имел место подкуп. Сумма взятки и доходы от подкупа должны конфисковываться, облегчается процедура экстрадиции по этой статье, гарантируется безусловная правовая помощь другим сторонам, начавшим расследование. Россия намерена присоединиться к ОЭСР, для этого достаточно пройти антикоррупционный мониторинг, но ратификация конвенции сделает ее полноценным членом ОЭСР, пояснил чиновник, близкий к администрации президента.
Известен только один случай, когда дело о подкупе коснулось российской компании. Против бывшего президента Перу Альберто Фухимори в 2001 году были выдвинуты обвинения в получении отката при заключении сделки с "Росвооружением" в 1998 году на поставку трех "МиГов" за $117 миллионов. По этому делу Италия выдала ордер на арест бывшего руководителя "Росвооружения" Евгения Ананьева: он и помощник Фухимори обвинялись в присвоении $18 миллионов. Арестован Ананьев не был.
Если ратифицировать конвенцию, то в ситуации, аналогичной скандалу с Daimler, Россия могла бы привлечь к ответственности руководство компании, говорит депутат Госдумы Михаил Гришанков. Исправить российское законодательство несложно, главная сложность — с привлечением к ответственности за подкуп юрлиц: никто не представляет, как это делать, считает он.
После признания концерна Daimler AG в осуществлении ненадлежащих платежей в пользу иностранных чиновников из 22 стран, в том числе и России, для получения госзаказов генеральный директор российского отделения компании Mercedes-Benz Юрген Зауэр подтвердил, что факты коррупции в России действительно имели место. В период с 2000 по 2005 годы представители компании действительно платили российским чиновникам за контракты на поставку автомобилей. "Я не знаю реакцию наших партнеров. Поскольку следствие имело место в отношении Daimler AG и его дочерних предприятий. Но тут бесполезно что-то отрицать. Все события, описанные в судебных документах, имели место. Это факт", — сказал Зауэр. По его словам, компания готова оказать российским правоохранительным органам любое сотрудничество, если они заинтересуются этим делом.
Это работа на будущее, это актуально для иностранцев, считает президент "Деловой России" Борис Титов, россияне — народ креативный и для продвижения своих интересов используют всевозможные способы, но, учитывая, что за рубежом работают единицы отечественных компаний, к сегодняшнему дню эта инициатива не имеет отношения. Но хорошо, говорит Титов, что план предполагает разработку мер защиты юрлиц, оказывающих содействие правоохранителям в раскрытии коррупционных преступлений.
Предполагается в следующие два года наладить проведение регулярных социологических исследований для оценки уровня коррупции в регионах и эффективности принимаемых мер, говорится в президентском документе. Это требование уже Группы стран против коррупции ("Греко", организация Совета Европы), которая представила по итогам первого этапа мониторинга 26 рекомендаций, отчитаться об исполнении которых Россия должна в июне.
Единственная организация, которая ведет такие исследования, — Transparency International. Теперь мониторингом займется Минюст, сообщил человек, близкий к министерству.
Transparency занимается не изучением состояния дел в сфере противодействия коррупции, а замерами уровня коррупции, это два разных предмета исследования, объясняет необходимость создания альтернативы проректор Российской правовой академии при Минюсте Виктор Астанин, да и респонденты не всегда репрезентативны — интервьюируют в том числе и мигрантов. Нужно использовать анализ правоприменительной практики, криминологические исследования, считает Астанин, альтернативой может стать мониторинг, научно-практические основы которого разрабатывает Научный центр противодействия коррупции. Этот центр создан в академии, а руководит им сам Астанин.
Специалисты Transparency опрашивают не мигрантов в аэропортах, а экспертов, например участников Всемирного экономического форума, парирует директор российского отделения организации Елена Панфилова.
Желание создать альтернативу похвально, если только за этим не стоит цель увидеть себя в розовом свете, продолжает Панфилова, но вообще-то с масштабных социологических исследований должна была начаться подготовка еще первого антикоррупционного плана, а не наоборот. Вообще же странно, что план называется национальным, но с нацией, с обществом его не только никто не обсуждал, но даже не оповещал, что он готовится, заключает она.
План предполагает также расширение сферы общественного контроля за бюджетными ассигнованиями. С этой идеей выступил на президентском совете по коррупции во вторник председатель Счетной палаты Сергей Степашин, рассказал участник совещания.
"Многие общественные организации заявляют о своих намерениях контролировать, как используются публичные ресурсы", — говорит аудитор Валерий Горегляд: палата готова давать общественникам финансовые, бюджетные и налоговые знания. Изучая открытые данные о том, как распоряжаются госструктуры бюджетными средствами, общественники смогут сообщать о нарушениях, объясняет человек из Счетной палаты.
Общественный контроль существует во всем мире, но эффективен он на низовом, муниципальном уровне, где легче обнаружить, что деньги тратятся не по назначению, считает Панфилова.
В целом же Россия, судя по плану, хочет информационной прозрачности. МИДу поручено регулярно сообщать международным организациям и иностранным государствам об усилиях, предпринимаемых Россией в этой сфере. Также запланировано провести в 2010 году обучение иностранных экспертов в России организации деятельности по противодействию коррупции, а также серию международных региональных форумов и семинаров под названием "Предупреждение коррупции и борьба с ней: международный и национальный опыт".