Судья Архангельского областного суда Любовь Щеголихина с 2002 года входит в состав экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена кандидатов на должность судьи, а с 2003 года является ее председателем. Квалификационная коллегии судей Архангельской области опубликовала интервью с Л. Щеголихиной, в котором она рассказала о своей о работе и новых веяниях в законодательстве.
- Любовь Владимировна, расскажите, пожалуйста, о работе экзаменационной комиссии.
- Экзаменационная комиссия — это первый своеобразный фильтр судейского сообщества, и от эффективности ее работы зависит и качество отправления правосудия в целом, так как если на должность судьи будет назначен недостаточно профессионально грамотный юрист, то это в той или иной мере может отразиться на работе всей судебной системы. Этим обусловлен и тот факт, что квалификационный экзамен на должность судьи является сложным испытанием.
- Из чего состоят экзаменационные испытания на должность судьи?
- Сам экзаменационный билет включает три теоретических вопроса из разных отраслей права, две задачи на применение этих норм и практическое задание по подготовке проекта судебного акта.
- Председатель экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей РФ В.В. Ершов считает, что действительной целью экзамена является выявление у претендента способности к аналитическому мышлению, принятию судебного решения в случае отсутствия однозначной регламентации в нормативных правовых актах ("Адвокаты примут экзамен у судей", сайт Высшего Арбитражного суда РФ). Какова цель экзаменационных испытаний на Ваш взгляд?
- Цель квалификационного экзамена — установление наличия у кандидата профессиональных знаний и навыков для работы судьей и умения применять эти знания при разрешении конкретных правовых ситуаций. Безусловно, претендент на должность судьи, проявивший способность к аналитическому мышлению, умеющий преодолевать коллизии нормативно-правовых актов, может рассчитывать на высокую итоговую оценку.
- Председатель Высшего Арбитражного суда А.А. Иванов, выступая на конференции "Юридический бизнес в России", не исключил следующий вариант — чтобы "единая комиссия" принимала экзамены у кандидатов на все юридические специальности — судей, адвокатов, нотариусов ("Адвокаты примут экзамен у судей", сайт Высшего Арбитражного суда РФ). Ваше мнение по поводу такого предложения?
- Я считаю, что и адвокаты и нотариусы, безусловно, должны быть профессионально грамотными специалистами. Но требования к занятию этих должностей и должности судьи не могут быть одинаковыми, хотя бы потому, что последние назначаются президентом и принимают решения от имени Российской Федерации.
- Изменяются ли требования к кандидатам с течением времени? Каким образом?
- Сами требования к сдаче квалификационного экзамена остаются неизменными, хотя на протяжении последних лет структура билета менялась. Раньше в него не включались практические задания, отсутствовали задачи, либо в определенные периоды времени их было меньше. Все дело в том, что в настоящее время законодательство очень подвижно, если можно так выразиться, и нет ничего удивительного в том, что кто-то из претендентов может не знать о последних изменениях в нормативном акте, важно, что он знает, где и как это можно найти. В то же время, далеко не все из желающих стать судьями, умеют правильно применять законы и иные нормативные акты при разрешении конкретного спора, при оценке определенных действий правонарушителя. Но ведь именно эти навыки очень важны для будущего судьи.
- Как Вы оцениваете уровень знаний, с которым кандидаты на должность судьи приходят на экзамен?
- О "багаже знаний", которыми обладают претенденты на должность судьи, говорят цифры — около половины желающих сдать экзамен не могут это испытание выдержать. Как правило, они признаются, что не рассчитывали на тот уровень требований, который к ним предъявлялся. К сожалению, диплом юриста в наше время можно получить едва ли не в каждом высшем учебном заведении, поэтому те, кто окончил юридические факультеты классических университетов или специализированные (юридические) высшие учебные заведения выгодно отличаются от других кандидатов по качеству полученных знаний и умению их применять.
- Насколько необходимо проведение курсов повышения квалификации (на постоянной основе) среди кандидатов успешно прошедших экзаменационные испытания?
- Необходимость обучения будущих судей ни у кого не вызывает сомнений. В 2008 году Верховный Суд Российской Федерации внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект "О внесении в Закон Российской Федерации" изменений и дополнений, касающихся профессионального обучения и стажировки в суде тех судей, которые впервые назначены на должность. Важность совершенствования системы подготовки судей подчеркнута и в Постановлении У11 Всероссийского съезда судей. Если этот вопрос будет законодательно обеспечен и будет разрешен в организационном и финансовом плане, то это, безусловно, повысит профессиональный уровень судей. Если говорить об обучении кандидатов в судьи, то любопытен в этом отношении опыт зарубежных стран — Испании, Франции, Португалии — там созданы "школы судей". При этом, кандидаты, имеющие высшее юридическое образование и опыт работы по специальности, для поступления в школу сдают сложный двухступенчатый экзамен. В Португалии, например, обучение проводится в течение двух лет. Первый год действующие судьи читают лекции для кандидатов, которым предстоит сдать экзамен по теории. От результатов экзамена зависит, к какому судье кандидат будет прикреплен для прохождения годичной практики. По истечении второго года — вновь экзамен. Сумма баллов становится определяющей при распределении на работу в тот или иной суд в зависимости от наличия вакансий. Естественно, что судейским сообществом Португалии отбираются лучшие кандидаты, поэтому те, кто набрал меньшее число баллов, остаются за его пределами. Перед нами опыт Европы, который мы могли бы перенять — вопрос во времени.
- В сентябре прошел семинар-совещание председателей экзаменационных комиссий. Расскажите, пожалуйста, о концептуальных моментах, которые обсуждались в рамках данного мероприятия?
- Уже на протяжении нескольких лет обсуждались вопросы о повышении статуса экзаменационных комиссий и изменении порядка их формирования. На последнем Съезде судей президент Российской Федерации поручил подготовить проект соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, которые предусматривали бы повышение статуса и совершенствование порядка формирования экзаменационных комиссий, а также уточнение требований к квалификационному экзамену. Во исполнение этого поручения председатели экзаменационных комиссий на семинаре-совещании обсудили проблемные вопросы реформирования экзаменационных комиссий и пришли к единому мнению о необходимости закрепления статуса экзаменационной комиссии, как самостоятельного органа судейского сообщества с внесением необходимых изменений в законы "О статусе судей в Российской Федерации" и "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", касающихся формирования комиссий на принципах выборности, представительства в составах комиссий ученых-юристов, преподавателей юридических дисциплин ВУЗов и представителей президента Российской Федерации. Предложено избирать членов Высшей экзаменационной комиссии, экзаменационных комиссий субъектов соответственно Съездом судей, конференциями судей, изменить структуру билета, включив в него одним из вопросов разрешение конкретного дела по его макету, оценивать знания претендентов по рейтинговой системе путем начисления баллов.
- Любовь Владимировна, какие пожелания есть у Вас, как у председателя экзаменационной комиссии со стажем, к кандидатам на должность судьи?
- Если есть мечта стать судьей, то необходимо получить качественное образование в хорошем учебном заведении. Важно никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свои знания и навыки.
Справка: За период с 2005 по 1 марта 2010 годы в Архангельской области поступило 401 заявление от желающих сдать квалификационный экзамен на должность судьи, из них успешно сдали его 195 кандидатов.