Как сообщалось накануне, Конституционный суд (КС) вчера частично отменил "антикоррупционную" президентскую поправку 2009 года к закону "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ". КС удовлетворил жалобы судей из числа бывших прокуроров, следователей и адвокатов на новый порядок исчисления судейского стажа, ухудшавший их материальное положение, обязав органы власти учитывать "законные ожидания" правообладателей.
Вступившие в силу 10 января 2009 года поправки к закону "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ" появились в связи с принятием инициированного Дмитрием Медведевым закона "О противодействии коррупции". Они изменили порядок исчисления стажа, от которого зависит право судьи, занимавшего эту должность не менее пяти лет, на отставку и получение всех видов выплат и льгот. В рамках борьбы с коррупцией судьям перестали засчитывать время предшествующей работы прокурорами, следователями и адвокатами, как предписывала предыдущая редакция закона. В итоге таким специалистам стало гораздо сложнее выработать 20-летний судейский стаж, позволяющий судьям получать 50-процентную надбавку к зарплате, а при выходе в отставку — максимальный объем пожизненного содержания. Для судей, уходивших в отставку раньше этого срока, оспоренная норма существенно уменьшила объем выходного пособия. Новшество распространялось не только на судей, назначенных после введения поправки, но и на тех, кто к моменту вступления поправки в силу уже надел судейскую мантию.
В КС обратились двое судей из числа бывших прокуроров, следователей и адвокатов, вступивших в должность до 10 января 2009 года, но не успевших к этому моменту обратиться за начислением связанных со стажем выплат, а также два районных суда (куда поступили аналогичные жалобы от четырех судей). Они пожаловались на запрещенное Конституцией снижение уровня гарантий своего статуса, а также неравное положение с теми, кому выплаты были установлены.
В ходе открытого заседания 17 марта ущемленных в правах судей поддержали представители Верховного суда, президиума совета судей и Генеральной прокуратуры. Отметив, что поправки были приняты без согласования с судейским сообществом, выступавшие судьи указали не только на "дискриминацию" для значительной части их коллег, но и на то, что судебная система может потерять "наиболее квалифицированные кадры", к которым, по их мнению, относятся прокуроры, следователи и адвокаты. С этим, впрочем, не согласились представители законодательных и исполнительных органов власти. В частности, Минюст считает позитивным созданный поправкой стимул для юристов "совершенствоваться именно в качестве судьи". Впрочем, представители государственных органов все же соглашались, что поправка не должна иметь "обратную силу" в отношении статуса уже назначенных судей. При этом они настаивали на конституционности оспоренной нормы, всего лишь подпорченной, по их мнению, "неудачными формулировками", которые представитель Госдумы Александр Харитонов с неожиданной смелостью объяснил "особым порядком рассмотрения в Госдуме президентских законопроектов".
КС в итоге отменил обжалованную норму, но "лишь в той мере, в какой она распространялась на судей, вступивших в должность до ее принятия". За законодателем признано право изменять правовое регулирование судебной системы, но с учетом "законных ожиданий" судей. В решении отмечено, что "надлежащее материальное обеспечение" является одной из гарантий их независимости и беспристрастности, а судейский статус — это не личная привилегия, а средство обеспечения судебной защиты прав и свобод граждан. "Нельзя разделять судей на разные категории с разными правовыми последствиями и ухудшать их положение",- подчеркнул, комментируя решение, председательствовавший в процессе судья КС Сергей Маврин. Цена вопроса и финансовый механизм реализации вступившего вчера в силу решения КС теперь являются проблемой Минфина, заявил господин Маврин. По его словам, это не первое постановление КС, связанное с непредвиденными бюджетными затратами, которое подлежит немедленному исполнению. "Выплаты судьям, назначенным до даты вступления в силу обжалованного закона, должны производиться с сегодняшнего дня в части надбавки к зарплате, выходного пособия и пожизненного содержания",- уточнил судья КС.
Между тем, на днях Конституционный суд РФ не остался в долгу, и вслед за ВАСом России опубликовал сведения о доходах судей и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности или находящемся в их пользовании. Как следует из этих сведений, благосостояние судей Конституционного суда вполне приличное. Оно превышает доходы руководства ВАС РФ (об уровне их доходов мы рассказывали ранее здесь) и соответствует значимости решений, выносимых судьями КС, мере их ответственности, профессионализма и статусу. Например, доход председателя КС РФ Валерия Зорькина за 2009 год составил более 8,5 миллионов рублей. Как оказалось, в личной собственности у Валерия Зорькина имеется квартира площадью 153 кв. метра, а вот машины нет.
У двух его заместителей Ольги Хохряковой и Сергея Маврина доход чуть скромнее: 7,9 миллиона рублей и 6,58 миллиона рублей соответственно. Кроме того, Хохрякова владеет автомобилем Volvo S80, но не целиком, а на правах совместной собственности (с кем именно, не указано). Также у Ольги Хохряковой в общей совместной собственности есть земельный участок (по ИЖС) (1490 кв метров), жилой дом (280,2 кв метра), квартира (89,2 кв метра) и гараж в пользовании. У Сергея Маврина в семье есть два автомобиля Mitsubishu Padjero, которые находятся в совместной с супругой собственности, автоприцеп ЛАВ-810011, приусадебный земельный участок (1800 кв метров), жилой дом (141,7 кв метра) и гараж. Наиболее высокий доход среди судей (а не руководства КС) у Михаила Клеандрова — 7,1 миллиона рублей. У него в собственности есть квартира площадью 144 кв метра.