Минобороны готовится к крупнейшей за последние десятилетия финансовой реформе. Новая система денежного довольствия обещает достойную жизнь не только офицерам, профессиональным солдатам, но даже рядовым призывникам. Сколько они будут получать, какие надбавки сохранят в армии, а какие упразднят, как в будущую систему впишутся военные пенсионеры — об этом в интервью "Российской газете" рассказала заместитель министра обороны по финансово-экономической работе Вера Чистова.
- Вера Ергешевна, о грядущих финансовых переменах в армии ходит столько слухов, что простые офицеры не знают, кому и чему верить. Минобороны свои взгляды и предложения уже сформулировало?
- У чиновников в таких случаях принято говорить — документ находится в высокой степени готовности. Напомню, что речь о реформировании денежного довольствия в Вооруженных силах зашла больше года назад. Все последующие месяцы мы напряженно работали, рассматривая будущие перемены в первую очередь с позиции социального аспекта. Сейчас подготовка новой системы находится в завершающей стадии. Буквально на днях законопроект должен быть разослан на согласование с тем, чтобы уложиться в сроки, отведенные правительством на эту работу. В мае законопроект предполагается рассмотреть в правительстве и направить в Государственную Думу. Хочу сразу оговориться: все, что там заложено, пока только наши предложения. Возможно, что при доработке законопроекта, его рассмотрении в правительстве и Госдуме некоторые, отдельно взятые параметры, не имеющие принципиального значения, будут уточнены.
- Хотелось бы разобраться в деталях. Вы предлагаете повысить базовую часть денежного довольствия военнослужащих, увеличить им дополнительные выплаты или совместить то и другое?
- Наш подход основывается на значительном повышении базовой части денежного содержания — окладов по должности и званию. Сейчас они составляют примерно 17-20% от общего уровня денежного довольствия. Предлагается, чтобы такая составляющая занимала 50%. Это станет большим плюсом и для военных пенсионеров. Многочисленные надбавки, которые прежде вводились в денежное довольствие военнослужащих, не затрагивали оклады по должности и званию, то есть не влияли на размер военных пенсий. По сравнению с трудовыми пенсиями они "проседали". В итоге сегодня мы имеем достаточно низкий уровень военных пенсионных выплат.
- Каким, по вашему мнению, должно быть минимальное жалованье военных? При разработке новой системы денежного довольствия вы такую планку устанавливали?
- Да, безусловно. С этого мы начинали свою работу. Президентом Российской Федерации задан исходный посыл: командир взвода должен получать 50 тысяч рублей в месяц. Исходя из этого строилась вертикаль — вверх и вниз по должностям. Но, устанавливая базовые оклады, естественно, сокращали количество надбавок. Это была наша основная цель — выработать оптимальную и не слишком громоздкую структуру денежного довольствия. Сегодня можем назвать показатели, которые наглядно демонстрируют конечный результат по самым распространенным должностям в новой организационно-штатной структуре армии. Например, что командир батальона должен получать ежемесячно больше 100 тысяч.
- Всего или за должность и звание?
- Это общая сумма. Командиру батальона, подполковнику, за звание предлагается платить 14 тысяч, плюс 35 тысяч — оклад по воинской должности.
- Но так сто тысяч не набирается. Будут доплаты?
- Естественно. Не стоит задача все надбавки ликвидировать. Во-первых, у нас есть надбавки за службу в местах с тяжелыми климатическими условиями. Во-вторых, существуют стимулирующие надбавки. Дело не в том, что только на должностных окладах долго не протянешь. После их серьезного увеличения так вопрос уже не будет стоять. Но для добросовестной службы должен быть в том числе материальный стимул. Мы его предлагаем сохранить в виде надбавки за особые условия службы. Если говорить в целом, то вместо прежних ста надбавок сохраняется 15 основных.
- Это будут единовременные или постоянные выплаты?
- Предлагается сохранить те и другие. Ежемесячные уже установлены законом. Это прежде всего надбавка за выслугу лет. Надбавку за классность хотим "утяжелить", повысить ее значимость для военнослужащего. Сейчас за классность он получает мизерные деньги. То есть надбавка существует, но не является определяющей. Приведу конкретный пример. Специалисту 1-го класса сейчас доплачивают 8% от должностного оклада. Мы предлагаем увеличить эту сумму в несколько раз. В зависимости от классной квалификации военнослужащий сможет получать дополнительно от 10 до 50% должностного оклада. К ежемесячным надбавкам относятся и полевые деньги. Считаем очень важным сохранить их для военнослужащих.
- Разве в армии платят за каждый выход на полигон или стрельбище?
- Сейчас полевые деньги выплачиваются при нахождении на учениях свыше двух суток — в размере 100 рублей в сутки. Предлагается за каждый день полевого выхода или нахождения на учениях установить полевые в пределах 400 — 500 рублей. Если, скажем, военнослужащий провел на учениях пять дней, он может рассчитывать на прибавление к своему ежемесячному денежному довольствию 2-2,5 тысячи. Кроме того, не можем отказаться от надбавки за секретность. Но сегодняшний 75-процентный "потолок" таких выплат предлагается снизить.
- Размер надбавок по-прежнему будет зависеть главным образом от должности?
- Действующий закон четко регламентирует, к чему применяется процент. Либо это оклад по должности, либо оклад денежного содержания. Мы решили сохранить структуру подходов к таким выплатам. Скажем, надбавка за классность будет исчисляться от оклада по должности. Но с увеличением этого оклада и процента за классность выплаты значительно увеличиваются. Про полевые я уже сказала. Их размер устанавливается в определенной сумме за каждый день нахождения в поле.
- А что с премиями — они сохранятся?
- Безусловно. Это стимулирующая выплата. Военнослужащие будут получать премию за выполнение сложных и важных заданий. На ее выплату закладывается фонд в размере трех окладов денежного содержания в год.
- Что-то вроде 13-й зарплаты у гражданских?
- Я бы так не сказала. Это будет более весомая сумма, учитывая, что в армии оклад по должности и званию станет высоким. Кроме того, военнослужащий имеет право раз в год получить материальную помощь. Она сохраняется в размере оклада денежного содержания. Сейчас материальную помощь дают при уходе в отпуск, по окончании года, а также если у человека что-то случилось. Например, родственнику требуется платная операция. Или в доме военнослужащего произошел пожар и нужно срочно ремонтировать квартиру, покупать новую мебель. Не отказываемся и от "подъемных" денег при перемещении к местам новой службы. Планируем также ввести выплату при заключении контракта — в зависимости от его срока она будет от трех до десяти окладов денежного содержания. Достаточно приличная сумма, особенно для офицеров, вступающих в жизнь. Хотелось бы, чтобы улучшение материального положения военнослужащих было заметно. Потому что ежегодная индексация на 8-10% для каждого военного — это незначительные деньги.
- Солдаты это улучшение почувствуют? Кстати, сколько сейчас в армии платят призывникам?
- К сожалению, солдаты срочной службы у нас сегодня тысячи рублей не добирают. Сейчас разрабатываем предложения по повышению их денежного довольствия. Но уравнивать всех военнослужащих по призыву тоже нель-зя. В денежном содержании солдата нужно учитывать элемент напряженности службы, а итоговую сумму ставить в зависимость от того, где и на какой должности он ее проходит.
- Чем порадуете солдат-контрактников?
- Мы их вписываем в общую для военнослужащих финансовую схему. Солдат-контрактник, конечно, не офицер, но его содержание тоже должно быть достойным. Поэтому считаем, что профессиональный сержант, например командир отделения, должен получать порядка 50 тысяч рублей в месяц. Сейчас у него "набегает" тысяч девять-двенадцать.
- Выходит, по деньгам сержант-профи сравняется с лейтенантом?
- Оклады по должности и званию у сержантов будут, конечно, меньше офицерских. Но их предлагается существенно повысить. Кроме того, на контрактников распространится система премий. Надбавки профессиональным солдатам и сержантам тоже предусматриваются. О механическом уравнивании контрактников речи не идет. Каждый станет получать в зависимости от должности, срока и условий службы, профессионального опыта. Разве можно одинаково платить, скажем, дипломированному сержанту — выпускнику Рязанского военного училища и человеку, который несколько месяцев провел в учебном подразделении? Понятно, что они будут получать разные суммы.
- 400-й приказ на контрактников распространится?
- На расширенной коллегии министерства обороны президент России сказал, что премиальную систему, которую в армии принято называть "четырехсотый приказ", надо сохранить, невзирая на реформирование денежного довольствия военнослужащих. Поэтому будем и дальше практиковать элемент премирования лучших офицеров с возможным распространением его на солдат контрактной службы. Второй год отрабатывается система "400-го приказа" — изучается схема его применения и отношение к нему в войсках. Возможно, в подходах к премированию последуют определенные уточнения.
- А может так получиться, что денег на все не хватит?
- Мы настолько жестко подходили к оптимизации дополнительных потребностей, что общий финансовый ресурс на денежное довольствие по законопроекту увеличивается против 2010 года всего на 22%. Изменение структуры расходов и уменьшение численности Вооруженных сил дает определенный финансовый ресурс.
- Вы можете сказать, в какую сумму казне обойдется новая финансовая система?
- Я бы не хотела сейчас называть эту цифру. Пока документ не одобрило правительство, пока он не рассмотрен Госдумой, выдавать планируемое за принятое вряд ли будет правильным. Переходя на новую систему денежного довольствия, предлагается не очень популярный с точки зрения юридически-правовых подходов шаг — "погружение" в закон окладов военнослужащих по типовым воинским должностям и по званиям. В действующем законодательстве это прерогатива правительства. Учитывая, что законопроект исходит из значительного сокращения надбавок и выплат, для министерства обороны очень важно, чтобы оклады были зафиксированы одновременно. Чтобы ни у кого потом не возникло желания для минимизации общего финансового ресурса уменьшить оклады военных.
- Но как быть с обратным процессом? Ведь для того чтобы в дальнейшем повышать жалованье офицерам и солдатам, придется корректировать закон.
- Вовсе нет. Предлагается предусмотреть ежегодную индексацию денежного довольствия. Точнее, сохранить ее, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что оклады по воинской должности и званию ежегодно повышаются с учетом уровня инфляции. Мы эту конструкцию надеемся сохранить.
- Сейчас в армии есть выплаты, не связанные напрямую с военной службой. Например, компенсация за поднаем жилья, неиспользованную путевку в военный санаторий, за детсад, куда ходит ребенок офицера. Они останутся?
- Озвучу позицию: при значительном повышении денежного довольствия от таких компенсационных выплат предлагается отказаться. Исходим из того, что военнослужащие станут получать столько денег, что их хватит и на летний отдых детей, и на устройство ребенка в детский сад — муниципальный или ведомственный. У нас, правда, детских садов очень мало осталось, но тем не менее. А компенсация путевки сегодня — это для члена семьи военнослужащего 300 рублей, для самого военного — 600. Она в течение последних лет абсолютно не работает. Что касается проезда в отпуск. Сегодня он для военнослужащих бесплатный. В дальнейшем — тема для обсуждения. Рассматривается вопрос льготных путевок. Услуги военного санатория должны оцениваться по их реальной стоимости. За поднаем квартиры будет платить значительно меньший контингент, поскольку в 2012 году в минобороны в основном должен быть решен вопрос со служебным жильем. Нецелесообразно возвращаться к перекрестному субсидированию образца 2004 года, когда за бесплатное пользование какими-то услугами платил федеральный бюджет. Льготы в армии монетизированы. Я считаю, это правильно, хотя данная позиция и непопулярна среди военнослужащих.
- Значит, военные должны ориентироваться исключительно на свою получку. С нее питаться, одеваться, жене подарки делать и на отдых ездить.
- Основная цель — значительное повышение денежного довольствия, чтобы военнослужащему на все хватило средств. Кстати, у вас недавно было интервью с директором Института демографии Высшей школы экономики Анатолием Вишневским. Он интересную мысль высказал про женщин. Если депутаты хотят их поддержать, то должны создать женщине условия недискриминации. Хочет она ребенка в сад отдать — без проблем, думает няню нанять — пусть нанимает. Так же, мы считаем, должно происходить и с военнослужащими. Надо создать им такие условия, установить такое денежное довольствие, чтобы человек мог устроить ребенка в дорогой сад, нанять ему няню. У военного не должна голова болеть, что в семье нет денег. Конечно, это проблема не только денежного содержания. Вот почему в минобороны сейчас усиленно занимаются новыми военными городками. Там должна быть такая социальная инфраструктура, которая позволит людям и служить, и работать, и отдыхать. То есть нормально жить.
- Хотелось бы, чтобы они нормально жили и после выхода на пенсию.
- Мы этого и добиваемся. Ежемесячные выплаты военным пенсионерам предлагается повысить в среднем на 70%. В результате они станут получать примерно на четверть больше, чем гражданские пенсионеры. Когда эти параметры обнародовали в Комитете Государственной Думы по обороне, они не вызвали у депутатов отторжения.
- Наступление на финансовом фронте военные готовили самостоятельно или это плод коллективного труда?
- Поскольку российское законодательство обеспечивает одинаковый статус военнослужащим разных министерств и ведомств, работали большим коллективом. Новую систему денежного довольствия готовили не только федеральные органы исполнительной власти, но и два комитета Государственной Думы — по обороне и по безопасности, а также соответствующий комитет Совета Федерации. Депутаты принимали активное участие в формировании общих подходов. Не играя на деталях, сосредоточились на концептуальных вопросах. Сейчас эти подходы согласованы, определена структура денежного довольствия. Единственное, что пока осталось до конца не урегулированным, это временные рамки перехода на новую систему. Надо понять: вступаем в нее одновременно и все вместе либо двигаемся поэтапно.
- Это как?
- С 1 января 2012 года новая система сначала апробируется в Вооруженных силах. Затем на нее переходит, скажем, министерство внутренних дел и так далее.
- Иными словами, вы создавали модель, ориентированную на весь силовой блок государства?
- Мы на это надеемся. Проживем год в новом состоянии, убедимся сами и убедим других, что выстроена действительно привлекательная схема, я думаю, она такой и будет, — тогда силовые ведомства станут придерживаться наших принципов. Реформа ведь не только в Вооруженных силах идет. Без оптимизации структуры и численности органов кардинальных, глубинных перемен не бывает. Тем более когда речь идет о затратном законе. А он действительно затратный, поскольку регулирует финансовые вопросы огромного количества людей. Проект бюджета на трехлетку, который сегодня обсуждается, вряд ли потянет такие расходы без реформирования внутренних структур федеральных органов исполнительной власти. Я думаю, что наши коллеги это понимают, поэтому уже сейчас предлагают некие переходные периоды, этапность вхождения в новую финансовую систему.
- Минобороны требуются средства не только на новые оклады и пенсии. Нужно оружие закупать, дома строить, учения проводить. На чем приходится экономить?
- Элементы для сокращения всегда трудно искать. Что сегодня представляет собой структура расходов? Первое — социальные расходы: денежное довольствие военнослужащих, зарплата гражданскому персоналу и связанные с ними выплаты. Их трогать нельзя. Вторая часть — государственный оборонный заказ на вооружение и военную технику. Его финансирование тоже сократить не получится. Эти расходы контролируются Военно-промышленной комиссией, под них есть определенная номенклатура. Еще один неприкасаемый социальный блок — пенсии. Что остается? Капитальные ремонты, коммунальные платежи и другие текущие расходы. На них и сэкономили. Но к началу 2010 года вышли с определенной кредиторской задолженностью. После ее частичного погашения стараемся поддерживать жесточайший режим экономии — буквально во всем.
- В гарнизоны ток по графику даете?
- До отключения электроэнергии дело, к счастью, не доходит. Но мы начали бороться со сторонними потребителями наших ресурсов. К примеру, военный городок стоит по соседству с чужой инфраструктурой. Энергосеть единая, а по счетам только воинская часть платит. Вот этот элемент оптимизируем. Одновременно стараемся уйти от избыточных расходов. В частности, жестко контролируем служебные командировки. Это тоже дает определенный режим экономии. Так из копеек рубль и складывается.
- Приоритеты в расходовании средств определены?
- Еще в прошлом году приоритеты выстроены. Сейчас самое важное — сделать армейскую службу привлекательной. Для этого надо так социально обеспечить военнослужащего, в первую очередь офицера, чтобы он не думал о хлебе насущном, а мог спокойно служить. Поэтому социальные расходы в этом году у нас на первом плане. Имеется в виду не только денежное довольствие, но и решение жилищной проблемы военнослужащих. Она- приоритет номер один. На жилье в первую очередь деньги направляем.
- А говорят, что львиную долю военного бюджета "оборонка" съедает.
- Гособоронзаказ полностью финансируется. Но я согласна с подходами министра обороны, который считает: чтобы сегодня сложным, дорогостоящим оружием управлять, нужны хорошо обученные специалисты. Толку от непрофессионала с гаечным ключом мало. Поэтому очень большое внимание сейчас уделяется учебным заведениям минобороны, повышаются требования к обучающимся. Они должны быть действительно специалистами. "Тройка" для будущего офицера или профессионального сержанта — это не оценка.
- Но каждый рубль не проконтролируешь. Все равно что-то осядет в чужих карманах.
- У нас очень эффективно работает финансовая инспекция. Там трудятся высококвалифицированные специалисты. Инспекция подчиняется министру обороны, осуществляет финансовый контроль на всех этапах использования бюджетных средств. Кроме того, Счетная палата у нас регулярно работает. В прошлом году в рамках общего финансового надзора в минобороны в общей сложности было 1700 проверок. В этом году из 70 проверочных мероприятий Росфиннадзора — службы, подведомственной минфину, шесть приходится на министерство обороны.
- И много воровства они выявили?
- Имеются факты нецелевого использования средств, отмечаются отдельные неэффективные расходы. Польза от текущей работы контрольных органов всегда есть.
Что еще планируют в Минобороны для повышения уровня жизни людей в погонах и военных пенсионеров? Эти цели заложены в Стратегии социального развития Вооруженных сил. До 2020 года она предусматривает:
- превышение размеров денежного довольствия военнослужащих на 25% по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны;
- достижение 80-процентного размера пенсий граждан, уволенных с военной службы, от объема денежного довольствия военнослужащих;
- обеспечение равенства средней заработной платы лиц гражданского персонала воинских частей и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и средней заработной платы работников отраслей экономики страны;
- увеличение доли выплат денежного довольствия военнослужащим, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100%;
- увеличение доли выплат заработной платы лицам гражданского персонала Вооруженных сил, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100%;
- увеличение доли выплат пенсий гражданам, уволенным с военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100%;
- увеличение доли страховых выплат и единовременных пособий членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100%.