Как сообщалось накануне, вчера стали известны первые результаты расследования обстоятельств гибели в столичном СИЗО "Матросская Тишина" находившейся под арестом Веры Трифоновой. В отношении следователя Сергея Пысина, который вел дело госпожи Трифоновой, возбуждено уголовное дело. Своих должностей лишились руководители господина Пысина — первый заместитель главы подмосковного следственного управления следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Филиппов и начальник отдела Валерий Иварлак. Главе следственного управления Андрею Маркову объявлено о неполном служебном соответствии. Защита госпожи Трифоновой намерена добиваться привлечения к уголовной ответственности судьи Ольги Макаровой, продлевавшей сроки ареста, и начальника "Матросской Тишины" Фикрета Тагиева.
В связи со смертью 52-летней главы ООО "Китэлитнедвижимость", последовавшей 30 апреля в СИЗО "Матросская Тишина", вчера СКП РФ было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 293 УК РФ ("Халатность") в отношении следователя следственного управления по Московской области СКП Сергея Пысина, который вел дело госпожи Трифоновой. Напомним, что Вера Трифонова была арестована Одинцовским судом Подмосковья 18 декабря прошлого года и с тех пор неизменно находилась под стражей. Она являлась фигуранткой громкого уголовного дела о покушении на мошенничество, расследуемого подмосковным управлением СКП РФ. По версии следствия, депутат Магаданской областной думы Георгий Шамирян за 45 миллионов рублей обещал одному московскому банкиру устроить его представителем Магаданской области в Совет федерации. Глава ООО "Китэлитнедвижимость" Вера Трифонова, как считает следствие, участвовала в переговорах. Госпожа Трифонова виновной себя не признавала.
Как выяснилось после ареста, госпожа Трифонова страдала целым рядом тяжелых заболеваний, в СИЗО ее состояние ухудшилось. По словам ее адвоката Владимира Жеребенкова, он не раз обращался к следователю Пысину и его непосредственному начальству, а также к руководству СКП РФ и прокурору Московской области с просьбами изменить меру пресечения тяжелобольной Вере Трифоновой. Но ответ адвокат, по его словам, получил только от Сергея Пысина, сообщившего, что "содержание Трифоновой под стражей законно и обоснованно".
Разобраться с обстоятельствами смерти Веры Трифоновой президент РФ Дмитрий Медведев поручил председателю СКП РФ Александру Бастрыкину.
Как сообщил вчера официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, помимо возбуждения уголовного дела в отношении следователя Пысина в ведомстве последовали и дисциплинарные наказания. За "ненадлежащий контроль по обеспечению прав обвиняемых" Александр Бастрыкин уволил заместителя руководителя областного следственного управления ведомства Александра Филиппова и начальника отдела по расследованию дел коррупционной направленности Валерия Иварлака. Главе управления Андрею Маркову объявлено о неполном служебном соответствии.
Откликнулась на смерть госпожи Трифоновой и Генпрокуратура РФ, заявившая о том, что взяла на контроль проведение проверки по факту смерти обвиняемой в СИЗО-1 "Матросская Тишина". В частности, прокуратура Москвы проводит проверку соблюдения прав обвиняемой Веры Трифоновой на оказание медико-санитарной помощи в период содержания под стражей.
Однако наказанием только следователей дело может не ограничиться. "Я беседовал с председателем Мособлсуда Василием Волошиным, и он пообещал начать проверку обоснованности и законности действий судьи Одинцовского суда Ольги Макаровой, продлевавшей сроки ареста Веры Трифоновой,- сообщил вчера глава комиссии Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена.- Я сам намерен поехать и посмотреть документы, которыми располагает защита Трифоновой. Если подтвердится, что, как говорят адвокаты, госпожа Макарова во время заседаний допускала нарушения законодательства, думаю, Общественная палата поставит вопрос о лишении судьи ее статуса". В пресс-службе Мособлсуда, впрочем, вчера сообщили, что не располагают сведениями о том, что проверка в отношении госпожи Макаровой уже начата.
"Недостаточно увольнения только заместителя начальника управления СКП, здесь надо разбираться с судьей, который принимал решение (о мере пресечения). Что данному судье было важнее: права человека или статистические данные по работе за год? Когда речь идет об избрании меры пресечения, судья должен исследовать все обстоятельства, особенно, когда речь идет о состоянии здоровья человека. Главную роль здесь должен играть суд, если штампуют ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, какова роль суда тогда? Услужить органам предварительного расследования? Это недопустимо!", — сказал Кучерена. Он отметил, что комиссия ОП будет настаивать на том, чтобы разбирательство по этому дело было тщательным, полным и объективным. Кроме того, в ближайшее время комиссия ОП опубликует свои выводы по этому делу. "Чтобы такие вещи не повторялись в будущем, каждый судья должен судить по закону, а не исходить из того, что надо услужить органам предварительного расследования. Следователи должны качественно и честно работать, а судьи не могут идти им на уступки, так как это приводит к таким трагическим последствиям, которые мы видим и на примере Магнитского и Трифоновой", — добавил член ОП.
Между тем защита госпожи Трифоновой намерена добиваться привлечения к уголовной ответственности не только судьи Макаровой, но и начальника СИЗО "Матросская Тишина" Фикрета Тагиева. "25 марта в этом СИЗО состоялся расширенный консилиум врачей с участием гражданских специалистов, которые дали заключение о наличии у Веры Трифоновой тяжелого заболевания, лечение которого возможно только в специализированном медицинском учреждении,- пояснил адвокат Владимир Жеребенков.- Подписал его и господин Тагиев. А уже 15 апреля он же выдал следователю Пысину, как я считаю, липовую справку о том, что состояние здоровья Веры Трифоновой стабилизировалось и она может участвовать в следственных действиях, в том числе и с выездом из изолятора". По словам адвоката, этот документ явился основанием для продления судом 16 апреля этого года срока содержания под стражей госпожи Трифоновой еще на три месяца.
Что касается судьи Макаровой, то, по мнению адвоката Жеребенкова, она должна нести ответственность за вынесение неправосудного решения. "По закону продление ареста Трифоновой должно было рассматриваться либо по месту ведения следственный действий, то есть в Мещанском суде Москвы, либо по месту содержания, то есть в Преображенском суде Москвы",- пояснил адвокат.
"Позиция Верховного суда очевидна, она закреплена в постановлении пленума ВС "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога, домашнего ареста", которое было принято 29 октября прошлого года,- сказал, в свою очередь, пресс-секретарь Верховного суда РФ Павел Одинцов.- В постановлении говорится, что мера пресечения в виде ареста должна избираться только в крайних случаях".
Напомним, что это уже второе громкое уголовное дело, связанное с гибелью в столичном СИЗО подследственного. Первое было возбуждено полгода назад, после того как 16 ноября 2009 года в Бутырском изоляторе предположительно от острой сердечной недостаточности скончался юрист Сергей Магницкий. По факту случившегося было возбуждено дело по ст. 124 УК РФ ("Неоказание помощи больному") и ст. 293 УК РФ ("Халатность"). "В рамках этого дела заканчивается проведение судебно-медицинской экспертизы, по результатам которой будет принято решение о привлечении к ответственности конкретных лиц",- заявил вчера Владимир Маркин.