На ближайшем заседании в среду, 12 мая, Госдума РФ планирует рассмотреть в 1-м чтении поправки в Налоговый кодекс РФ об установлении налога на предметы роскоши, сообщается в материалах палаты.
Законопроект № 442151-4 "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Госдуму еще в 2007 году депутатами ГД А. Бабаковым, И. Харченко, Д. Рогозиным, И. Морозовым. С тех пор состав его инициаторов расширился втрое — за счет включения О. Шеина, О. Михеева и других депутатов, претерпел некоторые изменения и текст законопроекта — с учетом, в частности, заключения Правительства РФ.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, он предусматривает обложение предметов, потребление которых свидетельствует о богатстве их владельцев. Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки стоимостью от 15 млн. рублей и выше, автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 млн. рублей и выше, драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей и выше. Предусматривается введение дифференцированной ставки налога на предметы роскоши.
Плательщиками налога предлагается сделать не только физических, но и юридических лиц. Это объясняется тем, что "если освободить юридические лица от уплаты данного налога, то это неминуемо приведет к "переписыванию" собственности (предметов роскоши) с физических на юридические лица".
Налог на предметы роскоши будет способствовать внесению большей равномерности в распределение налогов, являясь средством к усиленному обложению лиц более состоятельных, указывают авторы законопроекта. Так, уже на 2001 год только в Москве было зарегистрировано более 3,5 тыс. частных водных и воздушных транспортных средств, в том числе самолетов и вертолетов, и их число с каждым годом только увеличивается. Налоги на роскошь существуют в той или иной форме во многих странах (например, в США, Франции, Великобритании, Италии). К примеру, только в Сардинии "налог на роскошь" приносит около 1 млрд. долларов ежегодно.
Правительство РФ дало отрицательный отзыв на законопроект. Отмечалось, что им определяются объекты налогообложения в виде отдельных видов движимого и недвижимого имущества, признаваемого предметами роскоши, с определенными стоимостными характеристиками, а налоговая база определяется как стоимость данного имущества, признаваемого объектом налогообложения. Однако такое имущество признается объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц или налогу на имущество организаций. Согласно пункту 1 статьи 38 НК каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК и с учетом положений указанной статьи. Пунктом 1 статьи 53 НК установлено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговые базы по налогам также совпадают и определяются стоимостной характеристикой объектов налогообложения. Таким образом, будет иметь место двойное налогообложение имущества и увеличение налоговой нагрузки на физических и юридических лиц.
При определении имущества, не признаваемого объектом налогообложения в связи с нахождением такого имущества в розыске, при условии подтверждения факта его кражи (угона) документом, не учтено, что в соответствии с главой 21 УК РФ кража является одним из способов хищения имущества. Отсутствует обоснование в связи с чем к объектам налогообложения не отнесены антикварные книги, монеты из цветных металлов и многое другое.
Дифференцированные ставки налога в зависимости от стоимости и вида имущества не подкреплены обоснованием и расчетами. Законопроект не содержит положений, определяющих порядок исчисления налога на предметы роскоши.
Норма о том, что лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за пять предыдущих лет, не соответствует статье 89 НК, согласно которой налоговой проверкой может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки
Предполагается, что профильный Комитет Госдумы по бюджету и налогам предложит палате при рассмотрении законопроекта 12 мая его отклонить.
Ниже следует текст законопроекта, подготовленный к 1-му чтению:
" Статья 1
Статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (…) дополнить пунктом 11 следующего содержания: "11) налог на предметы роскоши".
Статья 2
Раздел VIII части второй Налогового кодекса Российской Федерации (…) дополнить главой 25.4 следующего содержания:
"Глава 25.4. Налог на предметы роскоши
Статья 333.43. Плательщики налогов
1. Плательщиками налога на предметы роскоши (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса.
2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
Статья 333.44. Объекты налогообложения
1. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:
1) жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки (доли в них) стоимостью от 15 млн. рублей и выше;
2) автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, стоимостью от 2 млн. рублей и выше;
3) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей и выше.
2. Не признаются объектами налогообложения:
1) имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
2) государственные награды;
3) произведения живописи и скульптуры, переданные для экспонирования в государственные или муниципальные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные хранилища культурных ценностей, если суммарный срок такого экспонирования составляет не менее 120 дней в течение налогового периода;
4) земельные участки (доли в них), отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
5) находящиеся в собственности юридических лиц земельные участки (доли в них), строения, помещения и сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида деятельности;
6) автомобили, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
7) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них; произведения живописи и скульптуры, транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их кражи (угона) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Статья 333.45. Налоговая база
Налоговая база определяется как стоимость указанного в статье 333.44 имущества, исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января каждого года.
Статья 333.46. Налоговый период
Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
1. Устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения:
1) в отношении жилых домов, квартир, дач и иных строений, помещений и сооружений, земельных участков (долей в них):
Стоимость имущества | Ставка налога |
От 15 млн. рублей до 30 млн. рублей От 30 млн. рублей до 50 млн. рублейСвыше 50 млн. рублей | 1 процента 3 процента 5 процента |
Стоимость имущества | Ставка налога |
От 2 млн. рублей до 20 млн. рублей От 20 млн. рублей до 50 млн. рублейСвыше 50 млн. рублей | 1 процента 3 процента 5 процента |
Стоимость имущества | Ставка налога |
От 300 тысяч рублей до 3 млн. рублей От 3 млн. рублей до 50 млн. рублейСвыше 50 млн. рублей | 1 процента 3 процента 5 процента |
Статья 333.48. Порядок исчисления и уплаты налогов. Налоговая декларация
1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.
Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
2. За имущество, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе.
За имущество, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.
3. Органы, осуществляющие регистрацию прав на имущество, признаваемое объектом налогообложения, и сделок с ним обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.
4. Налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговую декларацию по налогу.
Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
5. По новому имуществу, признаваемому объектом налогообложения, налог уплачивается с начала года, следующего за его приобретением или регистрацией прав на него.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.
В случае уничтожения (утраты) имущества, признаваемого объектом налогообложения, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено (утрачено).
6. При переходе права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
8. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.
9. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за пять предыдущих лет.
10. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за пять предыдущих лет. "