Генпрокуратура прислала депутатам справку, кого следует отнести к пособникам террористов. В их число попали участники протестных оппозиционных акций и маршей несогласных, пишут "Ведомости".
Совершению терактов в России способствуют не только радикальные исламистские организации, но и мнимые "борцы" за права человека, оппозиционеры, идеологи "демократизации" России по западному образцу и русские националисты, следует из ответа Генпрокуратуры на протокольное поручение комитета Госдумы по безопасности.
Разобраться с тем, кто поспособствовал совершению терактов в московском метро 29 марта, в апреле потребовал эсер Семен Багдасаров, его возмутила опубликованная в "Московском комсомольце" статья Александра Минкина "Восставшие из сортира", где, по мнению парламентария, была изложена "версия причины террористического акта в Москве, совпавшая с оценкой одного из радикальных лидеров" исламских террористов. Позже связь террористов и статей в "МК" и "Ведомостях" обнаружил председатель Госдумы Борис Грызлов.
Анализ оперативной обстановки показывает, что террористы пытаются влиять на массовое сознание, говорится в документе за подписью заместителя генпрокурора Виктора Гриня. Информационно-идеологическая война в том числе преследует цели дестабилизировать внутриполитическую обстановку и "поощрить мнимых "борцов" за права человека, оппозиционеров, сепаратистов, участников бандформирований…" Наиболее серьезной проблемой Генпрокуратура называет осуществление терактов под прикрытием радикального ислама, однако "активизировалась и преступная деятельность праворадикальных формирований", ярким примером которых служит Национал-большевистская партия — "наиболее структурированное радикальное молодежное объединение". Нацболы координируют протестные действия с "так называемой непримиримой оппозицией" — "Другой Россией" и РНДС экс-премьера Михаила Касьянова, обучают молодежь "теории и практике силового противостояния правоохранительным органам на примере цветных революций в Грузии, Киргизии и на Украине". Скоординированность действий оппозиционеров свидетельствует о "централизованном воздействии на них со стороны идеологов "демократизации" России по западному образцу", подчеркивает Генпрокуратура. По ее мнению, опасны и сторонники русского национализма.
Генпрокуратура, по сути, признается в том, с кем она на самом деле борется, сетует сопредседатель "Правого дела" Леонид Гозман, причем с ваххабитами и скинхедами она явно борется не так эффективно, как следовало, — теракты и убийства иностранцев продолжаются, зато силы тратятся на борьбу с политическими противниками.
Какой-то серьезной реакции Госдумы на это письмо ждать вряд ли стоит, говорит член комитета по безопасности Геннадий Гудков, любопытство Багдасарова было удовлетворено и вряд ли что-то еще последует, но вызывает недоумение, что прокуратура ставит в один ряд с официально признанными судом экстремистской НБП и ваххабитами оппозиционные силы, никем не признанные незаконными.
Между тем, 27 апреля издатель газеты "Ведомости", ЗАО "Бизнес Ньюс Медиа", направил в Пресненский суд исковое заявление о защите деловой репутации, ответчиком по которому выступает спикер Госдумы Борис Грызлов. В издании возмущены заявлением господина Грызлова о том, что "Ведомости" и террорист Доку Умаров "фактически варились в одном соку", а публикации газеты и действия террористов "связаны между собой". Материальных претензий к господину Грызлову у "Ведомостей" нет, в газете ждут лишь извинений от спикера. Поводом для иска издателя "Ведомостей" о защите деловой репутации стало выступление спикера Госдумы 2 апреля на встрече глав думских фракций с президентом Дмитрием Медведевым. Комментируя освещение терактов в Москве в СМИ (подрыв 29 марта в метрополитене двух смертниц унес жизни 40 человек), господин Грызлов сообщил, что "хочет привести пример", который у него вызвал "недоумение". Спикер упомянул "факт публикации" в газете "Ведомости" статьи "Месть за Кавказ" (номер от 30 марта, авторы Алексей Никольский и Наталья Костенко), колонку журналиста Александра Минкина в "Московском комсомольце" ("Восставшие из сортира") и заявления террориста Доку Умарова о взятии ответственности за теракты. "Если мы проанализируем три этих источника, то увидим, что они фактически варились в одном соку,- заявил Борис Грызлов.- Вызывает подозрения, что эти публикации и действия террористов связаны между собой". Что именно не понравилось в газетных публикациях, спикер не уточнил, президент его слова комментировать тогда не стал.
Отметим, что в статье "Месть за Кавказ" рассказывалось о теракте, в частности, анализировался так называемый кавказский след. По мнению экспертов издания, взрывы в метро могли стать местью за ликвидацию лидера бандподполья Кабардино-Балкарии Анзора Астемирова, убитого накануне теракта, тогда как самих террористов по-прежнему готовят на базах в Северном Кавказе. "У нас была обычная новостная статья, похожая на те, что писали многие остальные газеты",- пояснила главный редактор "Ведомостей" Татьяна Лысова. Сразу после заявления господина Грызлова руководство "Ведомостей" направило ему письмо с просьбой разъяснить смысл высказывания и представить доказательства связей с террористами. В случае если высказывания "носили эмоциональный характер", в издании ждали от спикера извинений. Однако их газета не дождалась и обратились в Пресненский суд.