Вчера на заседании Экспертного совета при ФАС по развитию конкуренции на рынке похоронных услуг антимонопольная служба представила данные исследования о положении дел на этом рынке и предложения по модернизации похоронного дела, пишет "Российская газета".
Итак, что предлагает антимонопольная служба?
Выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ должно осуществляться в соответствии с законом о госзакупках, поскольку содержание кладбища в нормальном санитарном состоянии — это муниципальная нужда и входит в компетенцию органов местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, убеждены специалисты ФАС.
Далее. Работа общественных кладбищ должна быть регламентирована не только федеральным законом о погребении, в котором содержатся самые общие требования, но и региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами. В таких документах должны быть прописаны, в частности, режим работы кладбища и порядок выделения земельных участков под захоронение. Кроме того, органы местного самоуправления должны установить минимальный уровень (качество) обслуживания. Начальник отдела торговли и непроизводственных услуг Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Екатерина Урюкина привела такой пример: в некоторых регионах бесплатно предоставляют только гроб из опилок. Естественно, это возмущает людей, и желающих воспользоваться такой услугой находится очень мало.
Необходимо также на муниципальном уровне установить порядок предоставления гражданам гарантированных бесплатных мест на кладбище, а также порядок распределения дефицитных "хороших" мест, в том числе на полузакрытых кладбищах. Причем, подчеркивают в ФАС, этот порядок не должен противоречить федеральному закону, который гарантирует, что любому человеку должно быть предоставлено бесплатное место на кладбище. Другое дело, если родственникам это место почему-то не нравится.
Для обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению местные власти могут создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. Но выбор такого субъекта опять же должен производиться на конкурсной основе. Тот же принцип распространяется и на погребение невостребованных и безродных людей.
Однако специализированные службы, которые обязаны предоставлять гарантированный перечень услуг, занимают на рынке лишь небольшую долю. По оценке ФАС, более 90% общего объема услуг по погребению занимает коммерческий сектор. Антимонопольная служба настаивает: коммерческие предприятия должны иметь равные условия конкуренции. При этом организации, заключившие муниципальный контракт, не могут наделяться контрольными функциями в отношении других хозяйствующих субъектов, а должны вести свою деятельность исключительно в рамках контракта.
ФАС также считает, что при реформировании похоронного законодательства нужно предусмотреть возможность создания в этой сфере саморегулируемых организаций. Кстати, уже есть попытки создания таких организаций. Например, в Уфе. Как сообщила Екатерина Урюкина, в ближайшее время все заинтересованные стороны представят в Экспертный совет при ФАС свои конкретные предложения, из которых будет выработан текст поправок в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле". В ФАС рассчитывают, что до конца года законодательство в этой области будет серьезно обновлено.
В апреле комиссия Пензенского УФАС России рассмотрела дело в отношении индивидуального предпринимателя Росса А.В. по признакам нарушения закона "О рекламе". Дело было возбуждено по материалам, поступившим из Пензенского регионального центра потребительского движения, по жалобам жителей города Пензы. В газете "Курьер" распространяются статьи ООО СПБ "Пензенская ритуальная компания" рекламного характера: "…В нашей компании минимальный набор услуг по погребению обойдется в 15 тысяч рублей. Это услуги похоронной бригады, захоронение гроб, церковные принадлежности, оформление всех документов, предоставление транспорта — в общем, все, чтобы с достоинство проводить человека в последний путь…".
Однако обратившись в ООО СПБ "Пензенская ритуальная компания", заявители обнаружили, что в приложении к договору на оказание ритуальных услуг минимальный набор услуг, необходимый для осуществления захоронения тела умершего, составляет более 25 тысяч рублей. По мнению заявителей, рекламная информация, размещаемая в газете, является недостоверной и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости оказываемых услуг. В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель Росса А.В. Комиссия Пензенского УФАС России вынесла решение о признании рекламы ритуальных услуг ООО СПБ "Пензенская ритуальная компания" ненадлежащей с выдачей предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.