Расширить применение конфискации, сократить число спецсубъектов и запретить подарки такое антикоррупционное задание дал ведомствам руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, пишут "Ведомости".
Администрация президента активизирует борьбу с коррупцией. Сергей Нарышкин поручил Минюсту и другим ведомствам в сжатые сроки разработать новый пакет антикоррупционного законодательства, рассказал чиновник, близкий к Минюсту, и подтвердил чиновник Кремля.
До 12 мая Минюст должен подготовить поправки в ст. 104 прим Уголовного кодекса, расширяющие применение конфискации имущества по всем видам коррупционных преступлений, к 30 мая вместе с Минздравсоцразвития изменения в ст. 575 Гражданского кодекса, запрещающие чиновникам принимать подарки, а к 1 июня законопроект, уменьшающий число лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам (спецсубъектов). Сотрудник Минюста не подтвердил и не опроверг эти сведения.
Об инициативах Нарышкина знают в Госдуме. Первый заместитель генпрокурора Александр Буксман обратился к депутатам с просьбой провести круглый стол, чтобы оценить последствия введения конфискации in rem (при подозрении в коррупционном преступлении бремя доказывания происхождения имущества переносится на его владельца), знает сотрудник аппарата Думы. Буксман в письме к председателю Думы Борису Грызлову объяснил свою просьбу решением президиума президентского совета по коррупции от 28 апреля (председатель Нарышкин), рассмотревшего проект доклада Генпрокуратуры о выполнении Россией рекомендаций организации Совета Европы Группа государств против коррупции (Greco).
Отчитываться перед международным сообществом о борьбе с коррупцией Россия обязалась в 2007 году, после ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Летом 2008 года эксперты Greco провели мониторинг ситуации и выдали России 26 рекомендаций, доклад об исполнении которых страна должна представить в Страсбург к 30 июня. По оценкам членов президентского совета, выполненными на 100% могут быть признаны лишь 12 пунктов Greco, знает сотрудник аппарата Думы.
Сейчас конфискация применяется по пятидесяти одной статье УК, коррупции из них касаются только три злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), коммерческий подкуп (ст. 204) и получение взятки (ст. 290). По судебной статистике за 2008 год конфискацию применили к 511 лицам, в 2009 году к 587. Закон "О противодействии коррупции" трактует также как коррупционные преступления злоупотребление полномочиями (ст. 201), дачу взятки (ст. 291), так что в законопроект Минюста могут попасть и эти статьи, говорит близкий к администрации президента человек.
Президент Дмитрий Медведев 6 апреля на совещании по антикоррупционной стратегии (тоже требование Greco) признал, что конфискация в России не всегда проходит, хотя для того, кто берет взятки, самым серьезным ударом может быть лишение имущества.
"Мы должны прислушиваться к мнению международного сообщества, но и учитывать правоприменительную практику в стране", говорит председатель комитета Думы по госстроительству Владимир Плигин. К конфискации необходимо относиться осторожно, в России она может помешать формированию еще не устоявшегося института частной собственности, считает он.
По мнению председателя "Бизнес-солидарности" Яны Яковлевой, применение конфискации можно расширить, но нужно четко следовать определению коррупционного преступления, а то все закончится узаконенным рейдерством. Не менее важно и сокращение числа спецсубъектов, считает она: "Европейцы понимают, что любые привилегии рассадники коррупции, и просто их убирают".
Согласно ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса иммунитетом пользуются депутаты и судьи всех уровней, члены Счетной палаты, омбудсмен, члены избиркомов, кандидаты в депутаты и президенты, экс-президент, следователи, адвокаты и прокуроры. Депутаты Госдумы в 2008 году предложили снять иммунитет со следователей, адвокатов, прокуроров и членов избиркомов. Не исключено, что эту инициативу поддержат сейчас, так как времени на исполнение требований Greco осталось немного, говорит чиновник Кремля.
В 2008 году чиновникам разрешили получать подарки только на публичных мероприятиях и ограничили их стоимость 3000 рублей. "Подарки нужно запретить вообще за исключением случаев, когда отказаться от подарка нельзя по политическим причинам, но и в таких случаях чиновник должен заявить о его получении", сказал исполнительный секретарь Greco Вольфганг Рау. Единой формулы нет, но многие страны ЕС сделали это, знает он: "Что касается иммунитета, то и тут нужно двигаться к полной отмене этой нормы".
15 апреля был опубликован указ президента, утверждающий Национальную стратегию противодействия коррупции и новую редакцию Национального плана противодействия коррупции на 2010 -2011 годы. Ежегодно глава кремлевской администрации, председатель президиума Совета при президенте по противодействию коррупции Сергей Нарышкин будет докладывать президенту о ходе выполнения этого плана. Согласно указу руководство федеральных органов исполнительной власти и других госструктур должно принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на госслужбе. Кроме того, они должны внести до 1 июня 2010 года в планы федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов. В обязанности чиновников вменяется контроль за антикоррупционными мероприятиями, содействие прессе в освещении антикоррупционных мер, обобщение практики рассмотрения обращений по фактам взяточничества. При организации переподготовки или стажировки госслужащих необходимо усилить антикоррупционную составляющую, говорится в документе.
В указе содержатся конкретные требования к Счетной, Общественной, Торгово-промышленной палатам, Ассоциации юристов России, партиям и некоммерческим организациям: "проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению". План противодействия коррупции был утвержден 31 июля 2008 года. Но практика показала, что нужны два отдельных документа Национальная стратегия как программный документ и двухлетние Национальные планы, которые бы претворяли ее в жизнь и содержали в себе перечень конкретных мероприятий. Потребовалась новая редакция антикоррупционного плана. В Национальном плане противодействия коррупции отражены только те мероприятия, которые не прописаны в других актах и которые напрямую касаются борьбы с коррупцией. В него вошли меры, направленные на развитие нормативно-правовой базы государственных органов по противодействию коррупции, на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных правонарушений, на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению, на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, а также на обучение федеральных госслужащих, участвующих в противодействии коррупции.