Расширить применение конфискации, сократить число спецсубъектов и запретить подарки — такое антикоррупционное задание дал ведомствам руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, пишут "Ведомости".
Администрация президента активизирует борьбу с коррупцией. Сергей Нарышкин поручил Минюсту и другим ведомствам в сжатые сроки разработать новый пакет антикоррупционного законодательства, рассказал чиновник, близкий к Минюсту, и подтвердил чиновник Кремля.
До 12 мая Минюст должен подготовить поправки в ст. 104 прим Уголовного кодекса, расширяющие применение конфискации имущества по всем видам коррупционных преступлений, к 30 мая — вместе с Минздравсоцразвития — изменения в ст. 575 Гражданского кодекса, запрещающие чиновникам принимать подарки, а к 1 июня — законопроект, уменьшающий число лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам (спецсубъектов). Сотрудник Минюста не подтвердил и не опроверг эти сведения.
Об инициативах Нарышкина знают в Госдуме. Первый заместитель генпрокурора Александр Буксман обратился к депутатам с просьбой провести круглый стол, чтобы оценить последствия введения конфискации in rem (при подозрении в коррупционном преступлении бремя доказывания происхождения имущества переносится на его владельца), знает сотрудник аппарата Думы. Буксман в письме к председателю Думы Борису Грызлову объяснил свою просьбу решением президиума президентского совета по коррупции от 28 апреля (председатель — Нарышкин), рассмотревшего проект доклада Генпрокуратуры о выполнении Россией рекомендаций организации Совета Европы Группа государств против коррупции (Greco).
Отчитываться перед международным сообществом о борьбе с коррупцией Россия обязалась в 2007 году, после ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Летом 2008 года эксперты Greco провели мониторинг ситуации и выдали России 26 рекомендаций, доклад об исполнении которых страна должна представить в Страсбург к 30 июня. По оценкам членов президентского совета, выполненными на 100% могут быть признаны лишь 12 пунктов Greco, знает сотрудник аппарата Думы.
Сейчас конфискация применяется по пятидесяти одной статье УК, коррупции из них касаются только три — злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), коммерческий подкуп (ст. 204) и получение взятки (ст. 290). По судебной статистике за 2008 год конфискацию применили к 511 лицам, в 2009 году — к 587. Закон "О противодействии коррупции" трактует также как коррупционные преступления злоупотребление полномочиями (ст. 201), дачу взятки (ст. 291), так что в законопроект Минюста могут попасть и эти статьи, говорит близкий к администрации президента человек.
Президент Дмитрий Медведев 6 апреля на совещании по антикоррупционной стратегии (тоже требование Greco) признал, что конфискация в России не всегда проходит, хотя для того, кто берет взятки, самым серьезным ударом может быть лишение имущества.
"Мы должны прислушиваться к мнению международного сообщества, но и учитывать правоприменительную практику в стране", — говорит председатель комитета Думы по госстроительству Владимир Плигин. К конфискации необходимо относиться осторожно, в России она может помешать формированию еще не устоявшегося института частной собственности, считает он.
По мнению председателя "Бизнес-солидарности" Яны Яковлевой, применение конфискации можно расширить, но нужно четко следовать определению коррупционного преступления, а то все закончится узаконенным рейдерством. Не менее важно и сокращение числа спецсубъектов, считает она: "Европейцы понимают, что любые привилегии — рассадники коррупции, и просто их убирают".
Согласно ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса иммунитетом пользуются депутаты и судьи всех уровней, члены Счетной палаты, омбудсмен, члены избиркомов, кандидаты в депутаты и президенты, экс-президент, следователи, адвокаты и прокуроры. Депутаты Госдумы в 2008 году предложили снять иммунитет со следователей, адвокатов, прокуроров и членов избиркомов. Не исключено, что эту инициативу поддержат сейчас, так как времени на исполнение требований Greco осталось немного, говорит чиновник Кремля.
В 2008 году чиновникам разрешили получать подарки только на публичных мероприятиях и ограничили их стоимость 3000 рублей. "Подарки нужно запретить вообще за исключением случаев, когда отказаться от подарка нельзя по политическим причинам, но и в таких случаях чиновник должен заявить о его получении", — сказал исполнительный секретарь Greco Вольфганг Рау. Единой формулы нет, но многие страны ЕС сделали это, знает он: "Что касается иммунитета, то и тут нужно двигаться к полной отмене этой нормы".
15 апреля был опубликован указ президента, утверждающий Национальную стратегию противодействия коррупции и новую редакцию Национального плана противодействия коррупции на 2010 -2011 годы. Ежегодно глава кремлевской администрации, председатель президиума Совета при президенте по противодействию коррупции Сергей Нарышкин будет докладывать президенту о ходе выполнения этого плана. Согласно указу руководство федеральных органов исполнительной власти и других госструктур должно принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на госслужбе. Кроме того, они должны внести до 1 июня 2010 года в планы федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов. В обязанности чиновников вменяется контроль за антикоррупционными мероприятиями, содействие прессе в освещении антикоррупционных мер, обобщение практики рассмотрения обращений по фактам взяточничества. При организации переподготовки или стажировки госслужащих необходимо усилить антикоррупционную составляющую, говорится в документе.
В указе содержатся конкретные требования к Счетной, Общественной, Торгово-промышленной палатам, Ассоциации юристов России, партиям и некоммерческим организациям: "проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению". План противодействия коррупции был утвержден 31 июля 2008 года. Но практика показала, что нужны два отдельных документа — Национальная стратегия как программный документ и двухлетние Национальные планы, которые бы претворяли ее в жизнь и содержали в себе перечень конкретных мероприятий. Потребовалась новая редакция антикоррупционного плана. В Национальном плане противодействия коррупции отражены только те мероприятия, которые не прописаны в других актах и которые напрямую касаются борьбы с коррупцией. В него вошли меры, направленные на развитие нормативно-правовой базы государственных органов по противодействию коррупции, на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных правонарушений, на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению, на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, а также на обучение федеральных госслужащих, участвующих в противодействии коррупции.