Искусственными, странными и возмутительными назвал обвинения в адрес экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО Менатеп Платона Лебедева бывший председатель правительства РФ Михаил Касьянов, выступая сегодня в качестве свидетеля в Хамовническом районном суде Москвы, передает из зала суда корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.
Михаил Касьянов сообщил сегодня суду, что был знаком с Михаилом Ходорковским по службе, так как работал тогда председателем Правительства РФ, а Ходорковский был руководителем компании ЮКОС.
Касьянов рассказал, что ЮКОС являлся крупнейшим налогоплательщиком среди девяти нефтедобывающих компаний, был вторым после ЛУКОЙЛа. А вертикально-интегрированная система компании — это наследие Советского союза, так были построены все нефтяные компании. Трансферное ценообразование тоже было обычной практикой для нефтяных компаний. Внутреннего рынка нефти как не существовало тогда, так и не существует до сих пор.
Кроме того, Касьянов заострил внимание суда на том, что раз в полгода нефтяные компании предоставляли справки об объемах добычи, налогах и т. д., поэтому он был в курсе дел. До 2003 года существовали зоны льготного налогообложения, компании пытались абсолютно законно снижать свое налоговое бремя. ЮКОС работал также как и все остальные нефтяные компании и ничем не отличался в своей деятельности от них.
Как рассказал Касьянов, Правительство РФ контролировало цены на нефть в период его работы до 2003 года. Когда был кризис, нефть стоила 16-20 долларов на внешнем рынке, Правительство опасалось, что она может еще упасть, тогда бы Правительство не смогло бы погасить свои обязательства по зарплатам и пенсиям. К 2000- 2001 году был созда бездефицитный бюджет страны.
"Цены на нефть никто не завышал, не занижал", — подчеркнул Касьянов.
Он отметил, что нефтяные компании находились под контролем Минэнерго, Министерства по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов и т. д.
Также Касьянов обратил внимание суда на то, что в регионах цена на нефть дочерних компаний всегда ниже, чем цена нефти "Юралз" на внешнем рынке, и это никогда не было закрытой информацией. Не может быть цена на нефть в Омске выше, чем в Роттердаме.
"До 2003 года никаких разногласий по вопросу деятельности ЮКОСа не было", — заявил Касьянов.
Далее он рассказал суду, что такие разногласия появились в начале 2003 года, когда обсуждался вопрос о коррупции. Ходорковский выступил с докладом о том, что покупка Роснефтью маленькой нефтяной компании "Северная Нефть" (Коми) носит коррупционный характер (тогда по оценкам экспертов, компания была продана по сильно завышенной цене — ред.). Владимир Путин тогда его резко одернул и сказал, что и приватизация ЮКОСа шла не слишком гладко.
Касьянов сегодня поделился своим впечатлением от этой ситуации, отметив, что у него возникло ощущение, что власть давит на бизнес.
Адвокат Ходрковского Вадим Клювгант спросил свидетеля, были ли факты сокрытия информации о деятельности ЮКОСА? На что Касьянов заявил, что ему никто из министров не жаловался. Таких фактов не существует. ЮКОС вообще был первой компанией, которая в СМИ начала публиковать отчеты о своей деятельности, потом эта практика стала общей для всех остальных компаний.
Вадим Клювгант спросил: "Ходорковского и Лебедева обвиняют в том, что они похитили всю нефть у „дочек“ ЮКОСА с 1998 по 2003 год, всего 350 миллионов тонн. Возможно ли, что такое преступление может остаться незамеченным?"
Прокурор Валерий Лахтин просил суд снять этот вопрос, как наводящий. Однако судья не стал его снимать.
Касьянов ответил, что объем в 350 миллионов тонн сопоставим с общим объемом добычи, и вся информация о добыче, продаже, налогах фиксировалась. Такие данные есть всех федеральных службах. " Хищение такого масштаба однозначно невозможно скрыть", — подчеркнул Касьянов.
На вопрос адвокатов, чем он может объяснить преследование руководителей ЮКОСа, Касьянов ответил, что после эпизода в феврале-марте 2003 года началось напряжение между Путиным и Ходорковским, а затем был арестован Лебедев. Касьянов тогда назвал это очень вредным шагом для экономики России и обратился к Путину за пояснениями. Несколько раз Путин отказывался давать ответ, а затем сказал, что ЮКОС финансировал политические партии СПС и "Яблоко", и Путин разрешил их финансировать, но помимо этого ЮКОС финансировал и Коммунистическую партию, а Путин не давал такого разрешения.
Касьянов отметил, что ему показался такой ответ удивительным.
Касьянов сказал, что считал, что арест Лебедева является политически мотивированным. А после того, как арестовали Ходорковского, Путин не хотел говорить на эту тему. Однако после долгих разговоров сказал, что прокуратура знает, что делает.
Касьянов отметил, что это стало одним из разногласий между ним и Путиным. Касьянов обратился за разъяснениями к первому замгенпрокурора РФ Юрию Бирюкову, тот ответил, что суть претензий к ЮКОСУ кроется в неуплате налогов.
Сегодня в суде в завершении дачи показаний Касьянов заявил, что считает обвинение в адрес Ходорковского и Лебедева искусственными.
После заседаний Касьянов ответил, что не давал показания на первом процессе, так как его туда не вызывали. Более того, его не вызывали и на второй, он пришел по просьбе адвокатов подсудимых и сказал правду.
"Это политическое шоу, не имеющее ничего общего с правосудием", — заявил Касьянов.
Он отметил, что если суд обяжет Путина дать показания, то он должен это сделать. Сам лично Касьянов этим правом воспользовался, хотя его и не вызывали.