ФСИН подготовил перечень болезней, при которых арест невозможен

Тюремное ведомство подготовило список болезней, при которых арест граждан противопоказан. Как пишет "Российская газета", воздух неволи для таких заключенных может стать смертельно опасным.

- Мы выходим с законодательной инициативой и уже подготовили предложения о включении подследственных арестованных в перечень заболеваний, которые не позволяют содержать их под стражей, чтобы это учитывалось при избрании меры пресечения, — сообщил начальник Управления организации деятельности тюрем и следственных изоляторов Федеральной службы исполнения наказаний Владислав Цатуров.

В особый список вошло сорок болезней, включая ВИЧ четвертой стадии, туберкулез и рак на последней стадии. Пока, согласно постановлению правительства, такой перечень действует только для осужденных и не касается тех, кто сидит в СИЗО. А таковых сейчас за решеткой — почти 130 тысяч человек. До поры особых проблем у правоохранителей при этом не возникало. Даже если подследственные и подсудимые умирали за решеткой, дело тихо закрывали — и все. С точки зрения чиновной логики при слабых доказательствах такой исход лучше, чем оправдание обвиняемого. Принцип старый: нет человека — нет проблемы. Оправдательный приговор считают проколом в работе следствия, а смерть за решеткой — банальным роком: мол, это трагическое стечение обстоятельств, все люди смертны. А за рок у нас не наказывают. Что-то стало меняться после того, как две смерти в "Матросской Тишине" вызвали широкий резонанс: Сергея Магнитского и Веры Трифоновой.

По данным правозащитников, сегодня в камерах по-прежнему находятся люди, для которых тюрьма смертельно опасна, но обвинения не настолько страшны, чтобы можно было рисковать жизнью обвиняемого. Сегодня в Останкинском районном суде Москвы возобновится рассмотрение уголовного дела тяжело больного арестанта, который входит в правозащитные списки: 62-летнего Григорийса Спекторса. Следствие обвиняет его в крупном мошенничестве, а защита настаивает на более гуманной мере пресечения, например на залоге. По мнению адвокатов, состояние здоровья узника не позволяет держать его в тюрьме. Как сообщил  председатель правления межрегиональной общественной организации Андрей Столбунов, судью Останкинского районного суда Сергея Костюченко, который слушает это дело, экстренно вызвали из отпуска специально для проведения заседания и решения вопроса. И это уже само по себе показательно. Возможно, система действительно меняется.

- Однако на этом заседании Григорийса Спекторса не освободят, — сказал Андрей Столбунов. — Дело в том, что на запрос адвоката в "Матросскую Тишину" пришел ответ, что Спекторс не транспортабелен. Его состояние резко ухудшилось, и в суд его не привезут.

Такая поездка может стать опасной для арестанта, и конвой такую ответственность на себя не берет. Поэтому по закону, как рассказывают адвокаты, вопрос о мере пресечения решиться не может, судья должен посмотреть в глаза обвинямого. Но суд может принять решение о выездном заседении в "Матросской Тишине".

А в тюремном ведомстве сообщают, что с января 2010 года во всех следственных изоляторах России созданы карантинные отделения, в которые поступают абсолютно все арестованные для определения состояния здоровья и выявления серьезных заболеваний.

Как сообщалось ранее, Министерство юстиции РФ составило список тяжелобольных и очень пожилых подследственных, которые нуждаются в специальном лечении и могут без него умереть. Как пишет "Русский Newsweek", этот перечень был составлен после смерти Веры Трифоновой в СИЗО "Матросская тишина". Однако Федеральная служба исполнения наказаний России опровергла существование этого списка тяжелобольных и пожилых подследственных. "Никакого такого списка у нас нет. Да его и быть не может. Это больше похоже на шутку", — заявил РИА "Новости" источник в московском управлении ФСИН. Источник агентства в Минюсте об этом списке также не знает.



Новости партнеров

На главную