Как сообщалось ранее, судейское сообщество пожаловалось представителям власти на огромное количество споров, приходящихся на арбитражных судей. В числе причин их непомерного количества судьи видят не только плохую экономическую ситуацию, но и несовершенство законодательства. Законодатели же подчеркивают, что проблема не столько в большой загруженности судов, сколько в низком качестве правосудия и отсутствии доверия граждан.
Профессиональные судьи подсчитали, что число арбитражных дел с 2008 по 2010 год выросло в среднем на 30-40%, а в ряде регионов, таких как Москва и Санкт-Петербург, — до 90-200%. Количество поданных в Московский арбитражный суд заявлений достигло в 2009 году 177 тысяч, а за первое полугодие 2010 года превысило 85 тысяч. Количество разрешенных дел увеличилось в 2009 году до 140 тысяч, а за текущий год уже превысило 75 тысяч. В среднем в 2008 году в день подавалось 550 исковых заявлений, а в 2009-м это число уже составляло 1100 исков. К слову, увеличилось и количество жалоб на действия судей — со 130 в 2008 году до 500 в 2009-м.
Такой шквальный рост к судебному рассмотрению споров привел к тому, что вместо установленной ВАС средней нормы в 15 рассмотренных дел в месяц реальное количество в 2009 году дошло до 111. Все это, по мнению судей, приводит и к пропорциональному снижению качества правосудия. Бороться с чрезмерной нагрузкой они планируют при помощи государства.
Так, председатель АСМО Дмитрий Плешков на совместной конференции, организованной Арбитражным судом города Москвы, Арбитражным судом Московской области и Высшим арбитражным судом, выступил за повышение стоимости правосудия. По его мнению, это снизит загруженность судов, так как желающие посудиться лишний раз подумают о цене вопроса. "Применение же штрафных санкций к стороне, умышленно затягивающей процесс, неэффективно. За весь 2009 год в АСМО было всего 30 штрафов", — констатировал г-н Плешков.
Бытующее мнение о третейских судах, которые также могут снизить нагрузку на государственные, развеял заведующий кафедрой гражданского процесса юридического факультета СПбГУ Валерий Мусин. "Решения третейских судов в большинстве случаев добровольно не исполняются, и участники спора все равно вынуждены обращаться в арбитражный суд", — уверен он.
Однако представители власти подчеркнули, что нагрузка на судей — не самое главное. Председатель комитета Госдумы по конституционному и государственному строительству Владимир Плигин констатировал, что в российских судах ежегодно судится фактически треть населения. "Поэтому самое главное — это формирование доверия к судебной системе. Снижать нагрузку на судей безусловно необходимо, однако государство исчерпало свой ресурс для увеличения их количества. И так в России насчитывается около 32 тысяч судей", — резюмировал он.
Что же касается конкретных мер как по снижению нагрузки, так и по увеличению качества правосудия, то ВАС неоднократно предлагал создать специализированные патентные суды и ввести эффективную упрощенную процедуру для дел до 100 тысяч рублей.
Между тем, 26 мая Совет судей РФ опубликовал свое Постановлениеот 20 мая 2010 года о законодательном урегулировании норм нагрузки на судей. Ниже следует полный текст документа:
" ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Совета судей Российской ФедерацииО необходимости законодательного урегулирования норм нагрузки судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов
и работников аппаратов судовЗаслушав и обсудив доклады начальника Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Бородулина В.Ю. и начальника Контрольно-аналитического управления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Капаевой Н.В. о порядке утверждения законопроекта "О нормах нагрузки судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов и работников аппаратов судов", Совет судей Российской Федерации отмечает, что Судебным департаментом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации проделана определенная работа в этом направлении. В 2008 году "Научно-исследовательским институтом труда и социального страхования" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (ФГУП "НИИ ТСС" Росздрава) разработаны нормы нагрузки судей и нормативы численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции. Также разработаны нормы нагрузки судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации. Верховным Судом Российской Федерации были изучены и в целом одобрены вышеуказанные нормы, касающиеся судов общей юрисдикции. Итоговые результаты научно-исследовательской работы по разработке норм нагрузки судей и нормативов численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции доложены на VII Всероссийском съезде судей. Законодательное урегулирование норм нагрузки судей позволит производить расчеты нагрузки, определять нормативную численность судей и работников аппарата судов, осуществлять финансирование судебной системы в соответствии с этими показателями.
Представляется целесообразным утвердить и ввести в действие нормы нагрузки федеральным законом, что позволит установить правовой статус документа "О нормах нагрузки судей", определить принципы финансирования численности судов. Целью разработки проекта федерального закона является установление правовых и организационных основ ведения работ по определению нормативной численности федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В случае принятия федерального закона "О нормах нагрузки судей" будет получен нормативный правовой акт, регулирующий порядок определения нормативной численности судей, работников аппарата федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей. Данный федеральный закон позволит оптимально использовать имеющийся штат судей, обоснованно перераспределять вакантные должности судей и работников аппарата судов между судами в соответствии со служебной нагрузкой. В связи с вышеизложенным Совет судей Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Информацию, изложенную в докладах начальника Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Бородулина В.Ю. и начальника Контрольно-аналитического управления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Капаевой Н.В., принять к сведению.2. Поддержать предложения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о разработке законопроекта "О нормах нагрузки судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов и работников аппаратов судов" и направлении его в Совет судей Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для выработки правовой позиции норм нагрузки, разработанных ФГУП "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, и процедуры их применения с учетом Федерального закона от 30.04.2010 № 68 "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Срок исполнения — III квартал 2010 г.
Ответственные исполнители — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Председатель Совета Ю.И. Сидоренко г. Москва " 20 " мая 2010 г. № 259 "