ПРАВО.ru
Новости
21 июня 2010, 12:04

Рост нагрузки на судей приводит к снижению качества правосудия

Рост нагрузки на судей приводит к снижению качества правосудия
Судейское сообщество пожаловалось представителям власти на огромное количество споров, приходящихся на арбитражных судей

Как сообщалось ранее, судейское сообщество пожаловалось представителям власти на огромное количество споров, приходящихся на арбитражных судей. В числе причин их непомерного количества судьи видят не только плохую экономическую ситуацию, но и несовершенство законодательства. Законодатели же подчеркивают, что проблема не столько в большой загруженности судов, сколько в низком качестве правосудия и отсутствии доверия граждан.

Профессиональные судьи подсчитали, что число арбитражных дел с 2008 по 2010 год выросло в среднем на 30-40%, а в ряде регионов, таких как Москва и Санкт-Петербург, — до 90-200%. Количество поданных в Московский арбитражный суд  заявлений достигло в 2009 году 177 тысяч, а за первое полугодие 2010 года превысило 85 тысяч. Количество разрешенных дел увеличилось в 2009 году до 140 тысяч, а за текущий год уже превысило 75 тысяч. В среднем в 2008 году в день подавалось 550 исковых заявлений, а в 2009-м это число уже составляло 1100 исков. К слову, увеличилось и количество жалоб на действия судей — со 130 в 2008 году до 500 в 2009-м.

Такой шквальный рост к судебному рассмотрению споров привел к тому, что вместо установленной ВАС средней нормы в 15 рассмотренных дел в месяц реальное количество в 2009 году дошло до 111. Все это, по мнению судей, приводит и к пропорциональному снижению качества правосудия. Бороться с чрезмерной нагрузкой они планируют при помощи государства.

Так, председатель АСМО Дмитрий Плешков на совместной конференции, организованной Арбитражным судом города Москвы, Арбитражным судом Московской области и Высшим арбитражным судом, выступил за повышение стоимости правосудия. По его мнению, это снизит загруженность судов, так как желающие посудиться лишний раз подумают о цене вопроса. "Применение же штрафных санкций к стороне, умышленно затягивающей процесс, неэффективно. За весь 2009 год в АСМО было всего 30 штрафов", — констатировал г-н Плешков.

Бытующее мнение о третейских судах, которые также могут снизить нагрузку на государственные, развеял заведующий кафедрой гражданского процесса юридического факультета СПбГУ Валерий Мусин. "Решения третейских судов в большинстве случаев добровольно не исполняются, и участники спора все равно вынуждены обращаться в арбитражный суд", — уверен он.

Однако представители власти подчеркнули, что нагрузка на судей — не самое главное. Председатель комитета Госдумы по конституционному и государственному строительству Владимир Плигин констатировал, что в российских судах ежегодно судится фактически треть населения. "Поэтому самое главное — это формирование доверия к судебной системе. Снижать нагрузку на судей безусловно необходимо, однако государство исчерпало свой ресурс для увеличения их количества. И так в России насчитывается около 32 тысяч судей", — резюмировал он.

Что же касается конкретных мер как по снижению нагрузки, так и по увеличению качества правосудия, то ВАС неоднократно предлагал создать специализированные патентные суды и ввести эффективную упрощенную процедуру для дел до 100 тысяч рублей.

Между тем, 26 мая Совет судей РФ опубликовал свое Постановлениеот 20 мая 2010 года о законодательном урегулировании норм нагрузки на судей. Ниже следует полный текст документа:

" ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Совета судей Российской Федерации

О необходимости законодательного урегулирования норм нагрузки судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов
и работников аппаратов судов

Заслушав и обсудив доклады начальника Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Бородулина В.Ю. и начальника Контрольно-аналитического управления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Капаевой Н.В. о порядке утверждения законопроекта "О нормах нагрузки судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов и работников аппаратов судов", Совет судей Российской Федерации отмечает, что Судебным департаментом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации проделана определенная работа в этом направлении. В 2008 году "Научно-исследовательским институтом труда и социального страхования" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (ФГУП "НИИ ТСС" Росздрава) разработаны нормы нагрузки судей и нормативы численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции. Также разработаны нормы нагрузки судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации. Верховным Судом Российской Федерации были изучены и в целом одобрены вышеуказанные нормы, касающиеся судов общей юрисдикции. Итоговые результаты научно-исследовательской работы по разработке норм нагрузки судей и нормативов численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции доложены на VII Всероссийском съезде судей. Законодательное урегулирование норм нагрузки судей позволит производить расчеты нагрузки, определять нормативную численность судей и работников аппарата судов, осуществлять финансирование судебной системы в соответствии с этими показателями.

Представляется целесообразным утвердить и ввести в действие нормы нагрузки федеральным законом, что позволит установить правовой статус документа "О нормах нагрузки судей", определить принципы финансирования численности судов. Целью разработки проекта федерального закона является установление правовых и организационных основ ведения работ по определению нормативной численности федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В случае принятия федерального закона "О нормах нагрузки судей" будет получен нормативный правовой акт, регулирующий порядок определения нормативной численности судей, работников аппарата федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей. Данный федеральный закон позволит оптимально использовать имеющийся штат судей, обоснованно перераспределять вакантные должности судей и работников аппарата судов между судами в соответствии со служебной нагрузкой. В связи с вышеизложенным Совет судей Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Информацию, изложенную в докладах начальника Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Бородулина В.Ю. и начальника Контрольно-аналитического управления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Капаевой Н.В., принять к сведению.

2. Поддержать предложения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о разработке законопроекта "О нормах нагрузки судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов и работников аппаратов судов" и направлении его в Совет судей Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для выработки правовой позиции норм нагрузки, разработанных ФГУП "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, и процедуры их применения с учетом Федерального закона от 30.04.2010 № 68 "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

Срок исполнения — III квартал 2010 г.

Ответственные исполнители — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Председатель Совета Ю.И. Сидоренко г. Москва " 20 " мая 2010 г. № 259 "