Мы не раз рассказывали о полемике вокруг законопроекта "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Лишь неделю назад, 16 июня, Правительство РФ внесло этот законопроект в Думу после многолетних обсуждений и переделок.
Пока Правительство и депутаты решают, передавать или не передавать церкви имущество, а если передавать, то какое, на Соловках такой проблемы нет. Недавно Соловецкому монастырю в безвозмездное пользование был передан объект имущества религиозного назначения, принадлежащий ранее федеральному музею-заповеднику. Что это за объект? В общем-то не значительный, но все же памятник Соловков — просфорная часовня 1855 года постройки, точнее, ее основание, давно скрытое под землей. Соответствующий договор безвозмездного пользования доступен здесь.
Секрет такой легкой передачи федерального имущества монастырю прост. И наместником монастыря, и директором музея-заповедника является один и тот же человек — архимандрит Порфирий (Шутов), в миру Владимир Викторович Шутов. И его подпись дважды стоит на договоре — как "директора музея Шутова В.В." и как "наместника архимандрита Порфирия". То есть, архимандрит фактически передал федеральную собственность сам себе.
Но это далеко не единичный случай. По сообщениям прессы, назначенный осенью прошлого года архимандрит и по совместительству директор музея подписал сотни аналогичных договоров сам с собой (в частности, об этом писал Portal-credo.ru). Как отмечает издание, подобная процедура передачи имущества незаконна, поскольку на нее "не было получено санкции учредителя музея — министерства культуры РФ, что предусмотрено уставом музея. Вместо этого Шутов утвердил свои договоры с самим собой в Архангельском территориальном отделении Федерального агентства по управлению госимуществом".
С одной стороны, передача церковным организациям имущества религиозного назначения — процесс логичный и справедливый, и вскоре он будет окончательно регламентирован новым законом. С другой стороны, возможные злоупотребления церковных и светских руководителей при передаче такого имущества вызывают в обществе большие опасения. Особенно когда речь идет о важнейших памятниках истории и культуры, объектах массового туризма, каковым являются и Соловки.
Может быть, в данном случае никаких нарушений и не было? Как говорил герой известного фильма, где тоже шла речь о развалинах часовни, "Нарушитель — это не нарушитель, а крупный научный работник, человек интеллектуального труда… Мы здесь имеем дело с несчастным случаем на производстве"…