Можно ли смягчить наказание преступникам, которые на всю жизнь обезобразили лицо подростка? На этот вопрос жестко и однозначно ответил Верховный суд: нет, нельзя, пишет "Российская газета".
В Калужском областном суде прошел процесс над двумя гражданами. На скамью подсудимых они сели не в первый раз. Но, судя по всему, предыдущий тюремный опыт их ничему не научил и свои жизненные установки они не изменили.
На этот раз друзья напали на несовершеннолетнего, чтобы его ограбить. Паренька затащили в пустынное место в лесу и потребовали вывернуть карманы. Но денег у него не оказалось, только мобильный телефон. Разозленные налетчики изрезали парня ножом и бросили умирать. Двое суток потребовалось раненому, чтобы выползти к людям. Он выжил.
Бандитов поймали и на этот раз обвинили по самым суровым уголовным статьям — разбой, причинение тяжкого вреда здоровью и покушение на убийство. Суд согласился со следствием и срок в местах, далеких от Калуги, дал обоим очень немаленький. Именно поэтому осужденные подали кассационные жалобы, считая, что их наказали излишне сурово.
Больше всего подсудимых возмутило то, что их действия суд назвал "причинением тяжкого вреда здоровью". Они же добровольно отказались от убийства, чем сохранили жертве жизнь, писали преступники в своей жалобе. А их адвокат добавил: внешний вид жертвы после нападения не так уж страшен, и он не повлиял на отношение к молодому человеку окружающих.
Занималась кассационной жалобой Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда. Она полностью согласилась с выводами областного суда. А жалующимся заключенным ответила очень подробно. Верховный суд начал с главного документа в уголовном деле — акта судебно-медицинской экспертизы. Согласно ему у несовершеннолетней жертвы оказалось огромное количество резаных и колотых ран. Лицо, шея, туловище, руки — все было изрезано. Да, сказал суд, такие раны считаются легким вредом здоровью. Но оставшихся рубцов на теле пострадавшего эксперты насчитали аж 50! Из них десять — на лице. Если сложить длину шрамов на лбу, щеках, губах и подбородке, то получается 36 сантиметров, записано в акте экспертизы. Да и когда раненый лежал на земле, а потом полз, он замерз и получил двустороннее воспаление легких, которое квалифицируется как вред здоровью средней тяжести.
А по поводу "добровольного" решения не убивать Верховный суд ответил заключенным цитатами из материалов их дела — у осужденных был прямой умысел убить парня. Они обманом заманили его в лес, заранее приготовили нож и перчатки. Распределили между собой роли. Да и удары наносили только в самые жизненно важные места.
Что касается определения "тяжкий" или "не тяжкий" вред был нанесен здоровью жертвы, Верховный суд процитировал любопытный документ. О его существовании знают лишь специалисты. Это Правила определения степени тяжести вреда. Они были утверждены постановлением правительства РФ N522 от 17 августа 2007 года. В этих правилах сказано, что степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, определяется судом, а неизгладимость таких повреждений устанавливает экспертиза.
"Установление факта обезображивания относится к компетенции суда и производится с учетом общепринятых эстетических представлений о нормальной внешности человека", — подчеркнул суд. Поэтому множественные рубцы, которые изуродовали лицо молодого человека, это и есть тяжкий вред здоровью.
Так что сидеть заключенным придется столько, сколько отмерил им местный суд.