ПРАВО.ru
Новости
5 июля 2010, 15:26

Правительство просит доработать законопроект о штрафах для водителей

Правительство просит доработать законопроект о штрафах для водителей
Согласно законопроекту владельцы транспортных средств должны иметь при себе карту обязательного страхования Фото с сайта obrubok.ru

Минфин РФ опубликовал проект официального отзыва Правительства России на законопроект № 333081-5 "О внесении изменений Федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".

Проектом ФЗ предлагается внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее — Закон об ОСАГО), Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее — Закон о безопасности дорожного движения), Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" изменения в целях повышения уровня безопасности дорожного движения, а также предоставления гражданам новых возможностей по осуществлению оплаты административных штрафов, налагаемых на водителей транспортных средств за совершение правонарушений в области дорожного движения.

Согласно законопроекту владельцы транспортных средств должны иметь при себе карту обязательного страхования, выпуск которой обеспечивает профессиональное объединение страховщиков и которая обеспечивает возможность идентификации водителя транспортного средства, заполнения протокола об административном правонарушении с помощью средств электронно-вычислительной техники и использования ее в качестве платежной карты с разрешенным овердрафтом для оплаты административных штрафов. Пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрены положения, которые должны содержаться в федеральном законе о конкретном виде обязательного страхования. Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения посредством предупреждения совершения правонарушений являются предметом Закона о безопасности дорожного движения, взаимоотношения между кредитными организациями, органами государственной власти, гражданами по поводу выпуска, обслуживания и использования платежных карт регулируются законодательством о банках и банковской деятельности, вопросы оплаты административных штрафов регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и не могут являться предметом федерального закона о конкретном виде обязательного страхования. Кроме того, статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уже установлена ответственность за неуплату административного штрафа.

В соответствии с представленным финансово-экономическим обоснованием введение в действие проекта федерального закона не потребует изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. Полагаем, что реализация законопроекта потребует существенных затрат федерального бюджета на создание инфраструктуры использования карт обязательного страхования, в частности, оснащение сотрудников органов внутренних дел, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях в области дорожного движения электронно-вычислительной техникой (позволяющей заполнять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения не вручную с использованием карт обязательного страхования) и платежными терминалами для оплаты штрафов за административные правонарушения непосредственно после составления протокола. Без соответствующего технического обеспечения использования карт обязательного страхования неясно, каким образом предлагается реализовать заявленную в законопроекте цель по предоставлению гражданам новых возможностей оплаты административных штрафов.
Затраты на выпуск карт обязательного страхования возлагаются на владельцев транспортных средств, которым также придется уплачивать проценты за использование средств, предоставленных банком. В отсутствии должного обеспечения использования карт обязательного страхования дополнительные расходы владельцев транспортных средств могут быть сочтены необоснованными и вызвать социальное напряжение.

Действующее законодательство позволяет гражданам обращаться в кредитные учреждения для получения платежных карт, в том числе с разрешенным овердрафтом, и использовать их для осуществления различных платежей. Законопроект вменяет в обязанность владельцам транспортных средств при заключении договора обязательного страхования открыть банковский счет в аккредитованном банке и иметь при себе карты обязательного страхования. Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом в соответствии с пунктом 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Кроме того, на основании пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Законопроектом предусмотрено, что создание информационной системы обязательного страхования для обеспечения своевременного предоставления информации страховщикам и их представителям о наличии задолженности перед соответствующим бюджетом у лица, привлеченного к административной ответственности, осуществляется без привлечения бюджетных средств. Вместе с тем, вопросы административного производства, включая вопросы наложения административных взысканий, возложены на органы государственной власти Российской Федерации. Государственные информационные системы согласно статье 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее — Закон об информации) создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
Таким образом, создание информационной системы обязательного страхования не за счет бюджетных средств может противоречить статье 14 Закона об информации.

Пунктом 3 статьи 30 Закона об ОСАГО, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. № 567 "Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2007 г. № 391 "О мерах по созданию автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрен обмен информацией в рамках автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — АИС ОСАГО).
Создание предусмотренной законопроектом информационной системы обязательного страхования может привести к дублированию информации и информационных технологий с АИС ОСАГО. Из проекта федерального закона следует, что содержащиеся в информационной системе обязательного страхования персональные данные водителей транспортных средств будут доступны кредитным организациям, страховщикам и их посредникам. Таким образом, к персональным данным водителей получит доступ неограниченный круг лиц, что может повлечь нарушения требований статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных".

В соответствии с предложенной редакцией статьи 173 Закона об ОСАГО выпуск карт обязательного страхования и запись в их память необходимой информации обеспечивает профессиональное объединение страховщиков. При этом законопроектом не определено, будут ли страховщики, представители страховщиков в субъектах Российской Федерации, а также страховые брокеры и страховые агенты выдавать владельцам транспортных средств карты обязательного страхования или владельцы транспортных средств для исполнения обязанности по наличию карты обязательного страхования будут вынуждены обращаться в профессиональное объединение страховщиков после заключения договора обязательного страхования со страховщиком. Законопроектом не предусмотрено информационное и техническое оснащение страховых агентов и страховых брокеров в связи с налагаемыми ограничениями (отсутствие у владельцев транспортных средств задолженности перед бюджетом по оплате административных штрафов и перед аккредитованным банком по возврату средств, предоставленных для оплаты административного штрафа) при заключении договора обязательного страхования.

Статьей 4 законопроекта вносятся изменения в статью 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность водителей, управляющих транспортным средством и не имеющих при себе карты обязательного страхования. Вместе с тем, статья 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно ее наименованию устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Кроме того, разработчиками законопроекта не предусмотрен особый порядок отсрочки введения в действие указанных изменений с целью обеспечения своевременного получения карт обязательного страхования всеми владельцами транспортных средств.

Как отмечает Правительство, в настоящее время в Государственной Думе готовится проект федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предусматривающий организацию деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт граждан. Реализация идеи представленного законопроекта может быть осуществлена после введения указанной системы, в частности, путем подключения соответствующего электронного приложения на универсальные электронные карты.

"Учитывая изложенное, проект федерального закона нуждается в доработке до его вынесения на рассмотрение Государственной Думой в первом чтении", — говорится в проекте заключения Правительства.