Росохранкультура завершила прием заявок на сбор авторских отчислений с производителей и импортеров аудио- и видеотехники и чистых носителей: претендентов осталось двое — Российский союз правообладателей (РСП) Никиты Михалкова и Российское общество по смежным правам (РОСП) Ахмеда Тагибова. Один из них будет аккредитован 20 сентября. У них разные аппетиты: например, РСП предложил взимать 3% стоимости чистых дисков и 1% — компьютеров и мобильных телефонов, ставки РОСП — 5% и 3% соответственно.
Вчера истек срок подачи документов на участие в конкурсе Росохранкультуры (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, находится в ведении Министерства культуры) по аккредитации некоммерческой организации для "осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение в личных целях". Выплачивать такое вознаграждение должны импортеры и производители чистых носителей и техники с функцией записи.
Необходимость взимать вознаграждения по авторским и смежным правам предусмотрена ч. 4 Гражданского кодекса (ГК), вступившей в силу с 1 января 2008 года. Сборами отчислений могут заниматься некоммерческие организации, получившие государственную аккредитацию, большую часть средств они затем перечисляют в бюджет и авторам. В 2008-2009 годах Росохранкультура аккредитовала "сборщиков" для пяти из шести сфер деятельности, связанных с авторскими и смежными правами, перечисленными в ГК.
Заявки подали только две организации в один день, 14 июля, уточнил источник, близкий к Росохранкультуре,- это РСП (учрежден Российским авторским обществом и Союзом кинематографистов) под председательством режиссера Никиты Михалкова и РОСП, исполнительным директором которого является Ахмед Тагибов. Других претендентов нет, хотя еще в прошлом году в их число входил, например, Равноправный фонографический альянс (РФА). Гендиректор РФА Александр Логвиненко не пояснил, отчего альянс передумал. Росохранкультура назначила дату заседания аккредитационной комиссии на 20 сентября.
По положению об аккредитации заявки организаций должны сопровождаться их предложениями по наименованию облагаемой продукции и ставкам сборов (согласно ГК, будут установлены постановлением правительства). РСП уже направил в правительство свою версию перечня товаров, рассказал гендиректор союза Андрей Кричевский. В него вошли мобильные телефоны, компьютеры, цифровые камеры, DVD-проигрыватели и другая техника. РСП предлагает взимать 1% с оборудования и 3% с чистых носителей, как ввозимых в Россию (оплату будет контролировать Федеральная таможенная служба), так и производимых на месте. Для оценки ввозимых товаров используется их таможенная стоимость, а для местных — цена реализации.
РОСП перечня не составляло, но также считает, что в список должны входить мобильные телефоны и компьютерная техника, заявил юрист общества Азамат Шапиев. По мнению РОСП, ставки должны быть выше — на "общепринятом в мире уровне": 3% для оборудования и 5% для носителей. Кстати, еще до аккредитации РОСП пыталось взимать эти платежи с поставщиков: за последний год оно собрало вознаграждения с 31 импортера, что отражено в заявке, поданной в Росохранкультуру.
Между тем Минкультуры ранее предлагало установить ставки сборов и для носителей, и для техники на уровне 0,5%. Такой размер отчислений был заложен в проекте правительственного постановления, подготовленного министерством и опубликованного на его сайте 1 апреля 2010 года.
В РСП рассчитывают, что общий объем отчислений в перспективе может составить около $100 миллионов в год, уточнил господин Кричевский. С такой оценкой согласны и в РОСП, подтвердил господин Шапиев.
Глава IT-производителя Acer в СНГ Глеб Мишин уверен, что речь идет о "налоге на потребителя", а компании его не почувствуют. "Налог небольшой, поэтому никак не отразится на спросе: наценка в 150 рублей на ноутбук не играет никакой роли",- считает он. Но в целом сумма выходит большая: в этом году в Россию только ноутбуков будет ввезено на общую сумму $1,7-1,8 миллиарда (в таможенных ценах), и 1% от этой суммы составит от $17-18 миллионов.
Президент "Евросети" Александр Малис выразил надежду, что инициатива по сбору средств с мобильных телефонов "никогда не получит статус закона". "Если следовать логике Никиты Михалкова, то с таким же успехом можно все население России обложить данью только за то, что оно просто слушает музыку",- возмущен он. По оценкам "Евросети", в денежном выражении объем рынка мобильных телефонов в прошлом году составил $4,1 млрд. По его подсчетам, сборы только с ввозимых телефонов могли бы составить $32,8-34 млн.
Вице-президент российского офиса Samsung Дмитрий Кузнецов утверждает, что компания согласна платить, но надеется на "цивилизованный" сбор средств. "Хотелось бы услышать логику правообладателей: почему размер отчислений составляет, например, 1%, а не 5% или 0,3%?" — требует он.
Напомним, что весной при поддержке РАО была создана новая организация, которая называется "Всероссийская организация интеллектуальной собственности" (ВОИС). Она является некоммерческой общественной организацией. Ее учредили исполнители песен и изготовители фонограмм для реализации и охраны смежных прав. Также организация представляет зарубежных обладателей смежных прав на основании договоров, заключенных с иностранными авторско-правовыми организациями. Министр культуры РФ Александр Авдеев высказался в поддержку деятельности РАО. "Невозможно построить правовое общество без защиты интеллектуальной собственности. Укрепление государственности зиждется на защите авторских прав", — сказал Александр Авдеев. Поддержал министра и вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Исаков. "Авторы — абсолютно беззащитны и обворовать их ничего не стоит. Этим и пользуются недобросовестные люди", — считает он. Поэтому Владимир Исаков выразил благодарность тем, кто защищает авторские права. Необычной была речь режиссера и актера Никиты Михалкова, фильм которого "Утомленные солнцем 2" в мае вышел в российский прокат. Никита Михалков сказал: "Художник является проводником между Господом и людьми, но если он считает талант своей собственностью, то он перестает быть художником. Задача автора заниматься творчеством, а защитой его авторских прав должны заниматься соответствующие организации". О защите авторских прав главный режиссер высказался так: "Что я могу сказать о защите авторских прав? Я только что из окопа!"