Сегодня Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".
Как сообщила пресс-служба СФ, Законом вносится ряд существенных изменений в Налоговый кодекс РФ. Теперь заявление или декларацию в налоговый орган, а также счет-фактуру организации можно отправить по электронной почте.
Закон направлен на уточнение норм части первой Налогового кодекса, связанных с вопросами налогового администрирования. Члены Совета Федерации в ходе работы над документом внесли 87 поправок к законопроекту, из которых 72 поправки были приняты и 15 — отклонено.
Закон представил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету Вячеслав Новиков. Документ в ходе работы над ним претерпел значительные изменения, отметил докладчик, и далее подробно рассказал о сути вносимых изменений в первую и вторую части Налогового кодекса.
Законом, прежде всего, предполагается перейти к широкому использованию в налоговых правоотношениях электронного документооборота. Это касается взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, банками, регистрирующими органами пояснил докладчик. Теперь предоставляется право (или вменяется в обязанность в ряде случаев) направлять многие документы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы и порядок направления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются ФНС России.
Комитет СФ по бюджету обращает в своем заключении внимание на то, что одновременно с переходом на безбумажные технологии меняется порядок вручения налогоплательщику некоторых документов налоговых органов. Если невозможно лично вручить необходимые документы налогоплательщику, они направляются по почте заказным письмом и считаются полученными через шесть дней после даты отправления письма.
Важные изменения вносятся в части совершенствования порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Определяется перечень оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию: ликвидация организации; признание банкротом индивидуального предпринимателя; смерть физического лица или объявление его умершим; принятие судом акта о невозможности взыскания недоимки и другие.
В соответствии с Законом, отметил докладчик — Вячеслав Новиков, налоговые и таможенные органы получают полномочия по принятию решений о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.
Также Законом уточняются условия и порядок изменения срока уплаты налогов и сборов, пеней и штрафов. Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, а физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества.
В Законе дан перечень документов, которые должны быть представлены в налоговые органы для рассмотрения обращения об изменении срока уплаты налогов и сборов. Однако, по мнению бюджетного Комитета СФ, данный перечень документов слишком обширен. Часть информации, которую требуется предоставить в виде различных справок, налоговые органы способны получить по информационным каналам связи, считают сенаторы.
Уточняется Законом порядок предоставления инвестиционного налогового кредита. Увеличивается сумма инвестиционного налогового кредита с 30 % до 100 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого для проведения НИОКР или осуществления инвестиций в создание объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность.
Существенные изменения вносятся в порядок постановки на учет в налоговых органах и снятия с учета организаций (в том числе иностранных) и физических лиц. Эти изменения направлены на введение электронного документооборота, более четкую регламентацию процедуры постановки на учет (снятия с учета), а также улучшение обмена информацией между государственными органами.
Ряд новых положений направлен на усиление налогового контроля за деятельностью обособленных подразделений российских организаций.
Законом существенно усиливается ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах — по различным составам налоговых правонарушений размеры штрафов увеличиваются от 2 до 5 раз. В частности, в 5 раз увеличивается размер штрафа за дачу экспертом заведомо ложного заключения и неправомерное несообщение лицом необходимых сведений налоговому органу. Вводятся новые виды ответственности как налоговой, так и административной.
Предусмотрена возможность выставления счетов-фактур в электронном виде с электронной цифровой подписью руководителя организации.
Уточняется порядок предоставления стандартных и имущественных налоговых вычетов, а также налоговых вычетов при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами. Изменения, связанные с предоставлением имущественного налогового вычета, вступают в силу с 1 января 2011 года.
Законом уточняется порядок взыскания налога и возврата излишне удержанных сумм налога. В частности, устанавливается, что налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В части государственной пошлины в Кодекс вносится ряд изменений. Так, отменяется взимание государственной пошлины за постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания и за продление срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства. Данная норма вводится в действие с 1 января 2011 года.
Изменяются размеры государственной пошлины за выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов, озоноразрушающих веществ, на ввоз на территорию Российской Федерации ядовитых веществ.
Закон предусматривает внесение ряда изменений в части налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, транспортного и физического налогов.
* * *
Предусмотренные Законом изменения налогового законодательства приведут к сокращению доходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Однако, отметил докладчик, оценить объем выпадающих доходов бюджетов не представляется возможным, так как указанные изменения были внесены при рассмотрении законопроекта во втором чтении и по ним отсутствует финансово-экономическое обоснование (из-за существенного расширения положений закона в процессе доработки документа). Вячеслав Новиков предложил обратиться к Правительству РФ для получения обоснования, где будут оценены возможные финансовые потери бюджетов субъектов Российской Федерации.
* * *
Докладчик — сенатор Вячеслав Новиков подчеркнул, что в целом реализация Закона будет способствовать улучшению положения налогоплательщиков, повышению эффективности работы налоговых органов. Однако, по мнению докладчика, отдельные положения Закона остались недостаточно проработанными, что может вызвать трудности в правоприменительной практике. Например, заметил он, в части направления электронных извещений налогоплательщикам.
Все изменения в Налоговый кодекс за исключением статей, по которым сроки вступления в силу оговорены отдельно, вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
После обсуждения ряда спорных, по мнению членов Совета Федерации, положений документа Закон был одобрен большинством голосов.