Мосгорсуд на днях отклонил жалобу четырех столичных похоронных агентов к ГУП "Ритуал" об отмене курсов повышения квалификации. Агенты не хотели ежегодно выкладывать за переподготовку по 15 тысяч рублей, пишут "Новые Известия". В "Ритуале" настаивают, что знать обычаи, законы и льготы обязательно. Тем временем в Москве процветают "черные" ритуальные агенты, которые не тратят время и деньги на учебу. А среди граждан все более популярным становится покупка места на кладбище и установка самому себе памятника еще при жизни, хотя, по мнению психологов, люди таким способом приближают собственную смерть.
Первый выпуск ритуальных агентов, обучавшихся по программе "Приемщик заказов на ритуальное обслуживание", состоялся в конце августа в Московской академии предпринимательства. "Учились около месяца с понедельника по пятницу. У нас были практические занятия, лекции. Были экскурсии по крематориям, объясняли, как ведется кремация. Очень интересно", рассказал выпускник Денис Асанов.
Агенты изучали законодательство в ритуальной сфере, технологию оказания ритуальных услуг и систему похоронного хозяйства столицы. Заместитель руководителя департамента потребительского рынка Москвы Алексей Сулоев сообщил, что курс составили на основе европейского опыта, и сотрудники ГУП "Ритуал" перед этим ездили на стажировку в Германию. Выпускник Асанов признается, что за время учебы исписал две тетради по 90 листов: "Экономисты рассказывали, как продвигать ритуальные товары. Психологи говорили, как подходить к родственникам, с чего начинать разговор".
Переподготовку прошли 52 из 430 ритуальных агентов, которые официально сотрудничают с ГУП "Ритуал". Представитель ГУП говорит, что ежемесячно обучать можно две группы по 30 человек. Однако переподготовка всех агентов может затянуться больше чем на год. Причина нежелание агентов отрываться от работы и платить по 15 тысяч рублей. Столько стоят курсы продолжительностью в 160 учебных часов. Постановление правительства Москвы "Об утверждении Регламента подготовки и выдачи удостоверений приемщиков заказов (агентов) городских специализированных служб по вопросам похоронного дела" объявило эти курсы ежегодными.
В конце минувшей недели Мосгорсуд отклонил жалобу четырех ритуальных агентов, оспаривавших это постановление столичного правительства. Единственное, чего добились агенты, это стилистической правки в одной из формулировок документа. Жалобщики подавлены и общаться не захотели. Только один из них Игорь Павленко сообщил, что дело "в процессе", но за подробностями переадресовал в суд. В профсоюзе работников ритуальных служб прогнозируют, что попытка регулировать похоронный бизнес приведет к уходу агентов из организаций, связанных с ГУП "Ритуал": "Действующее законодательство позволяет создать небольшую ритуальную организацию или зарегистрироваться в качестве ПБОЮЛ и оказывать ритуальные услуги самостоятельно".
Конкурентными преимуществами агентов-одиночек в профсоюзе называют опыт и связи. В ГУП "Ритуал" делают упор на то, что обученный агент сообщит родственнику умершего обо всех положенных льготах, тогда как "черный" заинтересован в максимальном завышении стоимости похорон. Как доказательство приводится история москвича, который потратил на похороны бабушки через "черного" агента 55 тысяч рублей и потом узнал, что через официальную фирму это обошлось бы ему не дороже 25-30 тысяч рублей.
"Черными" в ГУП "Ритуал" считают тех агентов, которые формально работают как продавцы ритуальных принадлежностей, однако помимо этого также занимаются организацией похорон. На сайте ГУП "Ритуал" опубликован список из 30 таких фирм и 166 агентов, многие из которых обозначены как работавшие в связанных с ГУП "Ритуал" организациях, но затем уволившиеся. Связанных с ГУП "Ритуал" похоронных организаций 19, совладельцем их является правительство Москвы, имея блокирующий пакет акций в 26%.
Ежегодно в Москве умирают около 120 тысяч человек. При средней стоимости похорон в 40-60 тыс. рублей рынок ритуальных услуг составляет 5-7 миллиардов рублей. По оценке Алексея Сулоева, доля "черных" агентов составляет не меньше 30%, причем в случае с "домашней смертностью" (когда человек умирает дома, а не в больнице) "черные" агенты доминируют над официальными. Они выигрывают за счет оперативности покупают у врачей "скорой помощи" и участковых милиционеров информацию об умерших и тут же предлагают родственникам свои услуги.
В ГУП "Ритуал" признают, что сделать с "черными" агентами ничего не могут: доказать факт продажи информации невозможно, а все остальные действия незаконными не являются лицензирование ритуальных агентов отменили в 2002 году. В Госдуму внесен проект закона о возвращении этого лицензирования, однако правительство прислало отрицательный отзыв. Мэрия Москвы пытается инициировать поправки в Уголовный кодекс о введении уголовной ответственности за продажу информации ритуальным агентам, однако эти поправки также пока не приняты.
Легальные же агенты после курсов переподготовки сдают экзамены, напоминающие тестирование на права в ГИБДД. Только вопросы там специфические: "Назовите неточные признаки смерти", "Как правильно уложить покойного в гроб?", "Какие вспомогательные средства, необходимые для подготовки тела на дому, должны находиться в портфеле похоронного агента?" В ГУП "Ритуал" считают правильным, что переподготовку решено проводить ежегодно: "Законы меняются, появляется что-то новое". "Черные" агенты, которые открыто рекламируются в Интернете, заверяют, что обладают достаточной квалификацией и без переподготовки.
Учеба дело хорошее, но, если учебу навязывают для занятия какой-либо профессией, с этим должна разбираться Федеральная антимонопольная служба, говорит директор российского филиала международного центра антикоррупционных исследований Transparency International Елена Панфилова. По ее словам, нужно также учитывать уровень подготовки агентов и качество преподавания на курсах: некоторым поучиться стоит, а для некоторых учеба может оказаться впустую потраченными деньгами и временем.
Кроме того, "черные" агенты свободнее чувствуют себя в общении с гражданами, так как не зависят от их жалоб. Официальные же рискуют в случае недовольства граждан лишиться работы по новым правилам увольнение агента происходит автоматически, если жалобу признают обоснованной. В профсоюзе работников ритуальных служб говорят, что во многих случаях агент не виноват, например, когда происходит задержка с подачей автобуса. Однако жалуются граждане именно на агентов, причем самые активные, собирающие наибольшее количество заказов, получают и больше всех жалоб.
Москвичи стремятся похоронить своих родственников на кладбищах в черте города. Однако все кладбища внутри МКАД считаются "закрытыми" не подлежащими расширению. Похоронить родственника там можно только при условии, что на этом кладбище похоронен другой родственник, причем оба захоронения будут в одной могиле.
Для остальных жителей столицы есть два способа получить место на кладбище: взять под опеку брошенное захоронение или купить участок. По словам г-на Сулоева, брошенных захоронений на столичных кладбищах до 15%, а для реставрации памятника в большинстве случаев достаточно нескольких десятков тыс. рублей. Участки же на кладбищах появляются за счет сноса хозяйственных построек и сужения дорожек раньше их оставляли для грузовиков, а сейчас там работают мини-трактора. После покупки участка новый владелец обязан поставить там памятник, только без надписей. Хотя самый дешевый памятник можно приобрести за 20-30 тысяч рублей, в ГУП "Ритуал" говорят, что многие ставят себе памятники за несколько сотен тыс. рублей.
Подобный порядок действует для всех столичных кладбищ, кроме двух элитных Ваганьковского и Новодевичьего. Там хоронят лишь имеющих особые заслуги, причем каждое захоронение утверждает лично мэр Москвы. Владимир Жириновский на днях купил себе участок на Троекуровском кладбище. Место вблизи центральной аллеи обошлось лидеру ЛДПР в 2 миллиона рублей. Жириновскому потребовались не только деньги, но и распоряжение правительства Москвы Троекуровское кладбище является филиалом Новодевичьего.
По данным ГУП "Ритуал", места на столичных кладбищах при жизни "забронировали" 2,2 тысячи человек. Массовой подобная услуга не будет, говорит психотерапевт Марк Сандомирский: во-первых, для большинства это дорого, во-вторых, существует примета, что подготовка к смерти эту смерть приближает. По мнению г-на Сандомирского, примета правильная: "Чем больше человек думает о смерти, тем сильнее это подтачивает его здоровье". Для богатых же людей, по словам психотерапевта, установка себе памятника при жизни будет еще одним способом продемонстрировать свое благосостояние: богачи будут соревноваться, чей памятник дороже и роскошнее.
Мэр Москвы Юрий Лужков предлагает законодательно установить, что земля на кладбищах предоставляется лишь во временное пользование до тех пор, пока за могилой ухаживают. "В зарубежном законодательстве земля (на кладбищах) выдается в аренду на 15-20 лет. Договор пролонгируется до тех пор, пока за могилой ухаживают. Если за ней не ухаживают, это место переходит муниципалитету. У нас такой нормы в законах нет", пояснил 10 августа Лужков на заседании правительства города. Между тем, полагает столичный градоначальник, эту норму следует прописать в законодательстве о землепользовании. Места на московских кладбищах давно стали "дефицитным" товаром, особенно если речь идет о старинных кладбищах, расположенных на территории столицы. В городе все чаще происходят случаи, когда заброшенные могилы передают под новые захоронения, причем не всегда официально. В свою очередь мэрия Москвы неоднократно высказывала намерение расширить список столичных кладбищ за счет подмосковных земель например, в Раменском районе Московской области столица собирается приобрести для этих целей 86 гектаров земли. Ежегодно, по данным заместителя руководителя департамента потребительского рынка и услуг столицы Алексея Сулоева, городу под захоронения необходимо 15 гектаров. В настоящее время в город располагает 71 кладбищем общей площадью свыше 1,8 тысячи гектаров, 12 из которых расположены на территории Московской области.