ПРАВО.ru
Новости
16 сентября 2010, 12:45

Новым полицейским РФ предложено выбирать начальников-комиссаров

Новым полицейским РФ предложено выбирать начальников-комиссаров
Президент дал поручение МВД разработать проект закона "О полиции" и представить его на суд общественности Фото с сайта www.112.ru

Скорее всего, Дмитрий Медведев знает поговорку о том, что нельзя пускать козла в огород. Однако президент дал поручение МВД разработать проект закона "О полиции" и представить его на суд общественностипишет в РБК daily председатель координационного Совета профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин.

В статье говорится, что "может быть, Медведев решил проэкзаменовать в последний раз Нургалиева? Но в итоге за словесным туманом все увидели истинное лицо верхушки МВД, подготовившей этот проект.

Разбирать все статьи законопроекта нет смысла, так как там есть и дельные вещи, и орфографические ошибки, и законодательные ляпы — пачки бумаги не хватит, чтобы изложить все замечания. Но вот основные моменты того, как МВД решило "съесть всю капусту".

Для того чтобы творить все, что ведомству захочется, нужно избавиться от внешнего контроля (внутренний осуществляет ДСБ, подчиняющееся самому ведомству). Для этого в проект внесена ч. 2 ст. 53 следующего содержания: "Вопросы, касающиеся организации деятельности полиции, тактики, методов и средств ее осуществления, не являются предметом прокурорского надзора". Таким образом, вся оперативно-разыскная деятельность МВД выводится из-под прокурорского надзора, да и не только она.

Для чего это сделано? Читаем ст. 35 ч. 5: "На сотрудника полиции не распространяются отдельные обязанности, ограничения и запреты, предусмотренные статьями 27, 29 и 30 настоящего Федерального закона, когда такие обязанности, ограничения и запреты препятствуют выполнению сотрудником полиции обязанностей по осуществлению оперативно-разыскной деятельности…" Причем отменить эти статьи можно приказом министра!

А теперь обратимся к этим статьям. В одной из них говорится, что сотрудник обязан соблюдать законы Российской Федерации, права и законные интересы граждан, не может подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий и многое другое.

В начале проекта закона сказано об общественном контроле за деятельностью полиции, но процедура этого контроля не прописана. Да и к тому же больше всего "зелени" МВД приносит именно оперативно-разыскная деятельность — тут и прослушка, и наружка, и изъятие товаров у коммерсантов на основании дел оперативного учета — сюда общественность никоим образом не пустят, а с прокурорскими делиться неохота.

Не будем останавливаться на правах граждан, попираемых этим проектом закона. Лучше предложить выход из тупика. Система МВД полностью коррупционна. Это понимают все. Причем коррупция идет сверху вниз и заражает все новых и новых сотрудников, идущих служить с честными намерениями. Таких, согласно нашему внутреннему опросу, большинство — около 60%. В то же время количество руководителей ОВД, занимающихся только набиванием карманов и дележкой с вышестоящими руководителями, свыше 90% (другой опрос).

Возникает вопрос: кого оставят в системе после вывода за штат эти самые коррупционеры-руководители? Ясное дело, себе подобных. Какой же выход? Как сломать эту систему, не нарушая жизнедеятельности страны?

Эту задачу в свое время очень эффектно решили большевики в армии. Они создали институт комиссаров. Этих комиссаров присылали партийные организации, и их выбирали сами солдаты. Контроль над царскими генералами был установлен, и Красная Армия добилась в трудный период гражданской войны замечательных успехов.

Почему бы это не сделать и в милиции? Ведь сотрудники никогда тайным голосованием, под контролем общественности, не изберут таким комиссаром жулика или несправедливого человека. Если это и произойдет, то будет исключением из правила.

Но при этом у такого комиссара должны быть права — без его согласия начальник не сможет уволить или наказать ни одного сотрудника, и все денежные документы должны также с ним согласовываться. Территориальные комиссары выбирают региональных, те — заместителя министра, которого утверждает президент. В этом случае генеральская верхушка может и остаться, но прежней безраздельной власти у нее уже не будет.

И тогда одна система (коррупционная) будет ограничена другой системой — не позволяющей открыто и нагло совершать беззаконие как в отношении сотрудников, так и граждан. Ведь большинство сотрудников, идущих в милицию, — честные люди, которых начальство постоянно пытается при помощи 25-го приказа министра (палочные показатели) превратить в преступников. Естественно, если будет еще и действенный прокурорский и общественный контроль, то и система будет совсем другой. Как в любой саморегулирующейся функционирующей системе, в МВД будет установлена обратная связь и с сотрудниками, и с государственной властью, и с населением", — заключается в материале.

Министр юстиции Александр Коновалов выступил в поддержку идеи избрания участковых напрямую российским населением. "Это нужный элемент организации муниципальной жизни", — заявил министр 15 сентября на брифинге в Госдуме по итогам заседания президиума Ассоциации юристов, посвященного обсуждению проекта закона "О полиции". По словам Коновалова, такие выборы "не должны быть, конечно, полной калькой избрания шерифов в Америке", но, безусловно, станут "хорошей практикой". "Люди должны сами выбирать тех, кто их охраняет, знать и доверять им", — отметил министр. Об этом же говорил сегодня на заседании президиума АЮР председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. Он отметил, что выборность участковых позволит повысить доверие граждан к сотрудникам полиции. Подобная практика — реальный механизм гражданского общества, которое должно развиваться. Важно, чтобы человек чувствовал доверие к тому, кто будет его защищать, отметил В. Васильев.