Печальная ситуация с обанкротившимися сельскими предпринимателями не дает покоя "Справедливой России". В партии нашли новый камень преткновения для малого бизнеса в лице арбитражных управляющих. Именно на их вознаграждение порой идут все средства, полученные при проведении процедуры банкротства. Бороться с ними собираются путем очередных поправок в действующее законодательство.
Народные избранники предлагают установить для арбитражных управляющих твердую компенсацию их труда в размере 15 тысяч рублей в месяц, если речь будет идти о банкротстве сельскохозяйственных предприятий или крестьянских хозяйств. Сейчас они по закону имеют право на получение не только ежемесячной фиксированной суммы от 15 тысяч до 45 тысяч рублей, но и процентов от проданных активов.
Один из инициаторов законопроекта, депутат Госдумы Олег Михеев, подчеркивает, что цель законопроекта — исключить все негативные социальные последствия, которые связаны с ликвидацией несостоятельных сельскохозяйственных организаций. "Сейчас арбитражные управляющие получают свои оклады даже раньше кредиторов. Мы предлагаем ограничить их оклады еще и для того, чтобы у них не было личной заинтересованности в банкротстве предприятия", — говорит г-н Михеев.
Управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес-проектам" Ольга Пономарева подсчитала, что при банкротстве небольшой фермы вознаграждение управляющего составит около 400 тысяч рублей в год плюс расходы. "Эта сумма рассчитана в случае банкротства предприятия с размером активов 1,5 миллиона рублей. Но на сегодняшний день арбитражных управляющих в нашей стране стало более чем достаточно, поэтому некоторые зачастую готовы работать за меньшие деньги, чем предусмотрены в законе", — заключает она.
Наряду с вознаграждением арбитражный управляющий имеет право на возмещение фактически понесенных им расходов при выполнении своих обязанностей, например расходы на аудиторов или оценщиков. "Сказать, сколько на это нужно денег, невозможно, так как оценка земель для фермы в Подмосковье сильно отличается от оценки фермерской земли в Нижнем Тагиле", — поясняет г-жа Пономарева.
Актуальности законопроекту, внесенному в Госдуму во вторник, прибавило необычно жаркое лето и засуха. И до него, по данным Минсельхоза, в России насчитывалось 3,5 тысячи банкротящихся сельхозпредприятий. Но подобные инициативы уже рассматривались и отклонялись Госдумой. В партии не собираются ограничиваться только этими поправками и обещают разработать целый комплекс мер по поддержке фермеров.
Между тем, в январе в Минюсте РФ зарегистрирован приказ Минэкономразвития России от 7 декабря 2009 года №502 "О размере вознаграждения арбитражного управляющего при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в отношении стратегических предприятий и организаций" (дата регистрации 31 декабря 2009 года, № 15928). Установлено, что при расчете суммы процентов по вознаграждению внешнего управляющего в порядке, установленном абзацем вторым пункта 12 статьи 20.6 Федерального закона "О несостоятельности ( банкротстве)", в случае прекращения производства по делу о банкротстве из сумм, направленных на погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, вычитаются суммы субсидий, предоставленных должнику после возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве должника. При расчете суммы процентов по вознаграждению внешнего управляющего в порядке, установленным абзацем третьим пункта 12 статьи 20.6 Федерального закона "О несостоятельности ( банкротстве)", в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства из прироста стоимости чистых активов должника за период внешнего управления вычитаются суммы субсидий, предоставленных должнику в процедуре внешнего управления. При расчете суммы процентов по вознаграждению конкурсного управляющего в порядке, установленном пунктом 13 статьи 20.6 Федерального закона "О несостоятельности ( банкротстве)", из размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, вычитаются суммы субсидий, предоставленных должнику после возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве должника.