ПРАВО.ru
Новости
1 октября 2010, 14:44

СК при МВД представил поправки в УПК о назначении ареста в отсутствие обвиняемого

СК при МВД представил поправки в УПК о назначении ареста в отсутствие обвиняемого
МВД РФ разработало поправки в УПК РФ об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого

МВД РФ представило законопроект о поправках в УПК РФ о назначении ареста в отсутствие обвиняемого.

Проект ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" по вопросу об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого подготовлен Следственным комитетом при МВД России.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, одним из наиболее острых вопросов, отрицательно сказывающимся на предварительном расследовании уголовных дел и обеспечении неотвратимости наказания, является невозможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого, скрывшегося от следствия либо дознания.

Содержащийся в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК) запрет на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие подозреваемого, обвиняемого, скрывшихся от следствия, за исключением объявленных в международный розыск, обусловил в 2006 — 2009 гг. невозможность доставления или несвоевременное доставление в органы расследования нескольких десятков тысяч подозреваемых и обвиняемых (всего в 2006 — 2009 гг. находилось в розыске около 182 тыс., из которых не разыскано более 43 тыс. подозреваемых и обвиняемых), что влечет совершение ими новых преступлений.

Суды по месту обнаружения скрывшихся лиц отказываются рассматривать вопрос об их заключении под стражу по представляемым копиям документов из уголовного дела, а доставить своевременно (в течение 40 часов с момента задержания) материалы дела в суд по месту задержания либо самого задержанного — в суд по месту расследования во многих случаях не представляется возможным. В результате этого задержанные освобождаются, вновь скрываются от правоохранительных органов и имеют возможность продолжать преступную деятельность. Это также влечет за собой чувство безнаказанности за совершенные преступления.

Например, по уголовному делу, возбужденному 03.06.2009 следственным отделом при ОВД по Майминскому району Республики Алтай по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 116, п.п. "а, г" ч. 2 ст. 161, п. "в" ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, обвиняемый В. скрылся от органов следствия и объявлен в федеральный розыск. 05.02.2010 местонахождение обвиняемого В. установлено в г. Магадане. Принять к рассмотрению материалы уголовного дела, направленные факсимильной связью, для решения вопроса об избрании в отношении В. меры пресечения в виде заключения под стражу городской суд г. Магадана отказался, ссылаясь на плохое качество и недостаточный объем материалов. Тогда копии материалов уголовного дела были направлены фельдъегерской связью. На момент поступления материалов подозреваемый снялся с регистрационного учета по месту своего проживания и скрылся от органов предварительного следствия.

Кроме того, за предусмотренный законом срок задержания подозреваемого в порядке статьи 91 УПК затруднительно решить вопрос об откомандировании следователя в другой субъект Российской Федерации в связи со сложностью в оформлении командировок, отдаленностью регионов, нерегулярными транспортными рейсами. Кроме того, за данный срок следователь должен не только прибыть по месту задержания, но и подготовить пакет документов, необходимых для предоставления в суд для решения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Территориальная отдаленность некоторых регионов, таких как Республика Саха (Якутия), Дальневосточный федеральный округ, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ от центральной части России, где разница во временных часовых поясах достигает до 8-ми часов, т.е. фактически длительность рабочего дня, зачастую не позволяет следователям оперативно связаться со своими коллегами в других регионах для решения возникающих проблем, а тем более вовремя выехать и самостоятельно решить вопрос с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении разысканных подозреваемых. Это приводит к тому, что подозреваемые (обвиняемые) успевают скрыться, и их местонахождение вновь становится неизвестным.

В этой связи, а также в целях выполнения задач, стоящих перед уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, и с учетом практики европейских стран, в том числе ФРГ, представляется необходимым внести в УПК соответствующие изменения, оставляющие возможность избрания судом меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого, объявленного не только в международный, но и в федеральный розыск по месту расследования уголовного дела в его отсутствие.

При этом в целях реализации требований п. 3 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ, предлагается закрепить в УПК право такого лица быть доставленным к судье, выдавшему судебное решение на заключение этого лица под стражу. С целью соблюдения гарантий, предоставленных Конституцией Российской Федерации и указанной Конвенцией, часть 2 статьи 29 УПК необходимо дополнить пунктом 1.1, закрепляющим право судьи при доставлении к нему обвиняемого, объявленного в федеральный розыск, отменить или изменить свое решение об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, принятое в его отсутствие.

При обнаружении объявленного в розыск обвиняемого он задерживается в порядке, установленном УПК и ему вручается копия судебного решения об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, принятого в его отсутствие.

Также предлагается закрепить в УПК положение, обязывающее органы дознания по месту обнаружения объявленного в федеральный розыск обвиняемого, незамедлительно уведомить лицо, производящее расследование, если будет установлено, что обвиняемый не может содержаться под стражей в связи с состоянием здоровья. В этом случае лицо, производящее расследование, решает вопрос об отмене или изменении меры пресечения.

Порядок уведомления лица, производящего расследование, органом дознания по месту обнаружения объявленного в федеральный розыск обвиняемого, а также порядок конвоирования обвиняемого к месту производства предварительного расследования регулируется ведомственными нормативными правовыми актами.

Учитывая протяженность территории Российской Федерации, различные климатические условия, а также развитие транспортной сети, установить в проекте предельно допустимый срок доставления разысканного обвиняемого к месту производства предварительного расследования не представляется возможным. На практике доставление такого обвиняемого осуществляется в возможно короткие сроки.

Внесение изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство, предусматривающих возможность следователей обращаться в суд по месту производства предварительного следствия с ходатайствами о заключении под стражу разыскиваемых обвиняемых, задержанных в других субъектах Российской Федерации и избрания судом данной меры пресечения в отношении указанных лиц в их отсутствие, по нашему мнению, будет способствовать сокращению количества лиц, скрывшихся от органов предварительного следствия и дознания, снижению количества приостановленных по п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК уголовных дел, значительной экономии средств федерального бюджета, расходуемых при выездах в служебные командировки для задержания разысканных обвиняемых и доставления их к месту производства предварительного следствия.

Ниже следует текст законопроекта:

" Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (…) следующие изменения:

1) в части 5 статьи 108 слова "в международный розыск" заменить словами "в международный либо федеральный розыск";

2) дополнить статьей 1081 следующего содержания:

"Статья 1081. Заключение под стражу обвиняемого, объявленного в федеральный розыск, в отношении которого имеется судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, принятое в его отсутствие

1. Обвиняемый, объявленный в федеральный розыск, в отношении которого имеется судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, принятое в его отсутствие, задерживается в порядке, установленном настоящим Кодексом, ему вручается копия постановления судьи, и он доставляется в суд, принявший решение об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, для рассмотрения обоснованности такого решения.

2. При доставлении в суд обвиняемого, задержанного на основании судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, принятого в его отсутствие, судья на основании имеющихся в суде материалов об избранной в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу незамедлительно проводит судебное разбирательство в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 108 настоящего Кодекса.

3. По результатам рассмотрения судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об оставлении избранной в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу без изменения;

2) об отмене или изменении меры пресечения в отношении обвиняемого на залог либо домашний арест.

4. Постановление судьи направляется должностному лицу, осуществляющему производство по уголовному делу, прокурору и обвиняемому.

5. В случае невозможности содержания обвиняемого под стражей, связанного с состоянием здоровья, органы дознания по месту его обнаружения незамедлительно уведомляют лицо, производящее расследование, которое решает вопрос об отмене или изменении меры пресечения.".

3) в статье 109:

а) в пункте 4 части 10 слово "Кодекса." заменить словом "Кодекса;";

б) часть 10 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) задержания обвиняемого, объявленного в федеральный розыск, и его доставления к месту производства предварительного расследования.". "