ПРАВО.ru
Инхаус
Наталия Поправко, канд. юрид. наук, руководитель юридического отдела УК сети ТРЦ «Парк Хаус»
6 мая 2024, 13:23

Антитеррористическая защита коммерческой недвижимости: как ее выстроить

Антитеррористическая защита коммерческой недвижимости: как ее выстроить
Сопровождение деятельности коммерческих объектов с массовым пребыванием людей, особенно в свете трагических событий в «Крокус Сити Холле», требует особого внимания. О чем следует помнить при оценке антитеррористической защищенности торговых и бизнес-центров, иных объектов коммерческого назначения с массовым пребыванием людей — рассказывает Наталия Поправко, канд. юрид. наук, руководитель юридического отдела Управляющей компании «Манхэттен Риал Эстейт Менеджмент» (сеть ТРЦ «Парк Хаус»), создатель телеграм-канала «Поправка бизнеса».

Согласно действующему законодательству антитеррористическая защищенность объекта (территории) — это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению теракта. Применительно к коммерческой недвижимости можно сделать однозначный вывод, что под местом массового пребывания людей понимается место общего пользования в здании (строении, сооружении, на ином объекте), где при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек. Поэтому торговые и бизнес-центры относятся к объектам коммерческой недвижимости, где обеспечение безопасности людей со стороны владельца должно быть на высоком уровне. 

Требования к антитеррористической защищенности 

Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов РФ или муниципальных образований определяется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления по согласованию с различными силовыми ведомствами. Это закреплено в требованиях, утвержденных Постановлением Правительства от 25.03.2015 № 272 (далее — Требования).

Например, в Москве на соответствующую управу района возложена функция определять перечень мест массового пребывания людей для учета объектов, находящихся в собственности юридических лиц. Зачастую из-за большого числа таких мест на территории района в этот перечень включают объекты, где может находиться свыше тысячи человек.

Но для юриста возможность одновременного нахождения 50 и более человек в объекте коммерческой недвижимости — это уже сигнал, что необходимо подготовить документы. 

Хотя в Требованиях нет четких критериев для категорирования объекта, межведомственная комиссия оценивает степень потенциальной опасности и угрозы совершения терактов и их возможных последствий для конкретного объекта. В итоге выделяют следующие категории мест массового пребывания людей:

  • 1-я категория — при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;
  • 2-я категория — при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
  • 3-я категория — при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

В расчете количества посетителей торгового или бизнес-центров помогают установленные внутри коммерческих объектов системы подсчета. Но в соответствии с Требованиями количество людей нужно рассчитывать путем мониторинга одновременного пребывания или передвижения людей на месте массового пребывания людей в течение трех дней, включая рабочие и выходные. 

С учетом прогнозируемого максимального числа людей в месте массового пребывания и при отсутствии соответствующих положений в технических регламентах, национальных стандартах, сводах правил, строительных нормах и правилах площадь на одного человека принимается равной 0,5 м².


Документы для антитеррористической защищенности
  • Приказ о создании межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта.
  • Паспорт безопасности объекта.
  • Приказ о назначении должностного лица, ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
  • Приказ и должностная инструкция об утверждении функциональных обязанностей лица, ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта.
  • Приказ о назначении должностного лица, ответственного за выполнение мероприятий при ситуации чрезвычайного характера.
  • Распорядительный документ об осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов.
  • Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимам, в том числе по организации стоянки автотранспорта на территории объекта или на прилегающей территории.
  • Инструкция по действиям персонала объекта при угрозе совершения или совершения террористического акта и документы, подтверждающие проведение соответствующих инструктажей.
  • Подтверждение, что на территории объекта есть информационный стенд со списком телефонов правоохранительных органов, органов безопасности и аварийно-спасательных служб для их информирования при необходимости.
  • Журнал проведения учений и тренировок с персоналом и охраной по практической отработке действий в чрезвычайных ситуациях.
  • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
  • План взаимодействия с территориальными органами безопасности, МВД, Росгвардией.
  • Договор на охрану объекта с лицензируемой компанией.

Важно отслеживать актуальность этих документов, так как могут меняться данные о сотрудниках и информация об объектах.

Практические меры

Помимо ведения необходимой юридической документации, владельцу коммерческой недвижимости с массовым пребыванием людей имеет смысл принимать превентивные меры, чтобы обеспечить безопасность. Для защиты от терактов следует как минимум: 

  • проверить достаточность охраны, эффективность ее размещения и распределения внутри объекта коммерческой недвижимости, реальный график дежурств и обхода;
  • проверить действующий договор с Росгвардией, когда она приезжает при вызове через кнопку;
  • поставить металлоискатели на всех входах в объект коммерческой недвижимости и проверить, что охрана у входов реально проверяет сумки;
  • удостовериться, что все установленные на объекте камеры в рабочем состоянии, определить их достаточность и эффективность распределения внутри здания;
  • проверить, закрыт ли доступ в здание посторонним лицам через неосновные (подсобные) помещения;
  • проверить, работает ли система оповещения об эвакуации и как сотрудники выполняют требования при эвакуации, и желательно провести дополнительные тренировки;
  • удостовериться, что около эвакуационных и запасных выходов нет посторонних вещей, препятствующих их свободному использованию;
  • проверить работоспособность навигации о проходе к эвакуационным и иным выходам из здания, горит ли она на выход, если объект обесточен.

Антитеррористическая защищенность объектов коммерческого назначения с массовым пребыванием людей — комплексная тема. Не надо игнорировать обязательные и рекомендованные мероприятия, относящиеся и к юридической деятельности.

Текст отражает личную позицию и не связан ни с опытом, ни с деятельностью работодателя автора.