Новгородская областная прокуратура подвела итоги проверки обстоятельств акции протеста заключенных, состоявшейся в сентябре этого года в парфинской колонии. Тогда находившиеся в штрафном изоляторе осужденные порезали запястья, заявив, что таким образом они протестуют против побоев. В прокуратуре пришли к выводу, что бунт стал возможен по вине сотрудников администрации колонии, соответствующее представление направлено в региональное управление Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН).
Поводом для прокурорской проверки стали события, произошедшие в колонии 30 сентября. В тот день два десятка заключенных, находившихся в штрафном изоляторе, одновременно бритвенными лезвиями порезали себе кожу на руках, заявив, что таким образом они протестуют против регулярных побоев. Опасности для здоровья осужденных порезы не представляли, их тут же обработали местные медики.
Тем не менее ЧП вызвало большой резонанс. УФСИН сразу же заявило, что причиной акции не были побои, а что таким образом заключенные, уже находящиеся в штрафном изоляторе за нарушение режима, противятся обыскам в камерах. В тот день, сообщили в ведомстве, в камерах бунтарей проводилась плановая проверка, в результате которой было изъято 19 заготовок для ножей, три ножа, 11 мобильных телефонов, зарядные устройства к ним, самодельные блоки питания, кипятильники, зажигалки, деньги, игральные карты, лезвия от одноразовых бритвенных станков.
Результаты прокурорской проверки были обнародованы в минувшую пятницу. По данным надзорного ведомства, на 30 сентября был намечен досмотр личных вещей заключенных, попавших в изолятор за нарушение порядка в колонии. Подопечные колонии отказались выходить из своих камер, их вывели силой в прогулочный дворик, а затем привели обратно в камеры. "Заметим, что законность при этом не была нарушена,- отмечает помощник прокурора Новгородской области Елена Макарова,- потому что сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований". Когда обыск был завершен, один из заключенных выкрикнул из своей камеры призыв резать себе руки. Оказалось, что зачинщик бунта — человек известный в криминальных кругах, а в Парфино был переведен недавно, причем сразу же заявил о намерении культивировать в колонии "воровские законы" и стать "смотрящим" за исправительным учреждением. Оперативная информация о возможных провокациях со стороны этого человека у руководства колонии, по данным прокуратуры, имелась, однако при помещении осужденного в штрафной изолятор она не была учтена. В итоге потенциальный подстрекатель не был помещен в одиночную камеру, а имел возможность общаться с еще тремя десятками штрафников. Поэтому ему и удалось за несколько дней склонить других осужденных к акции неповиновения. "Заключенный совершал действия, направленные на послабление режима в ФБУ ИК-9 и дезорганизацию нормальной деятельности учреждения",- заключила Елена Макарова.
По неофициальной информации источников в прокуратуре Новгородской области, в результате проверки стало ясно, что порядки, сложившиеся в парфинской колонии, способствовали разного рода нарушениям со стороны осужденных. "Осужденные создали себе в колонии довольно комфортные условия существования,- рассказал источник.- Родные и проносили, и перекидывали через забор практически любой заказ заключенных. У некоторых были обнаружены даже освежители воздуха для помещений".
Прокуратура Новгородской области направила в УФСИН представление с требованием привлечь шестерых должностных лиц парфинской колонии к дисциплинарной ответственности.
Разрешить в июле заключенным "летнюю форму одежды" попросила Уполномоченный по правам человека в Свердловской области — позволить им в жару снять куртки из плотной черной ткани. Жара за 30 градусов стала нелегким испытанием для заключенных. Тяжело приходится и вольным гражданам: по окраинам Екатеринбурга горит торф, весь город задымлен, и даже на улице трудно дышать. А в камерах следственного изолятора ситуацию усугубляет влажность и духота. Екатеринбургский следственный изолятор, расположенный в самом центре города, — один из старейших в стране. Несколько корпусов с метровой толщины стенами построены в позапрошлом веке, на здешней "пересылке" останавливался еще Федор Михайлович Достоевский. СИЗО рассчитан на 2250 подследственных и заключенных. Сейчас в нем содержатся 3450 человек, но каждому обеспечено отдельное спальное место. Из-за жары руководство СИЗО разрешило родственникам подследственных передавать в передачах вентиляторы.