Депутаты Госдумы и участники интернет-индустрии готовят поправки в закон "О защите информации", вводящие юридическое определение спама. Пока очевидных способов призвать отечественных спамеров к уголовной ответственности нет, считают авторы законопроекта. По их оценке, Россия теряет от несанкционированных рассылок по электронной почте более 14 миллиардов рублей в год.
Члены комитета Госдумы по информационной политике и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК — объединяет большинство крупнейших игроков Рунета) готовят проект поправок в 149 ФЗ "О защите информации", рассказали в РАЭК. В частности, будет предложено включить в закон "О защите информации" несколько определений, таких как "спам", "электронная почта", "доменное имя" и "пользовательский контент", а также законодательно закрепить ответственность за рассылку спама.
Как отмечает аналитик РАЭК Ирина Левова, оборот российского рынка спама в 2009 году составил 3,744 миллиарда рублей, при этом ущерб от действий спамеров составляет 14,1 миллиарда рублей в год. "На спам приходится 20% всего рынка интернет-рекламы в России. По количеству рассылаемого спама наша страна занимает уже второе место в мире после США", — говорит г-жа Левова. Согласно закону "О рекламе", рассылка спама в России запрещена, однако уголовная ответственность за это правонарушение не предусмотрена, отмечает она.
Руководитель Центра вирусных исследований и аналитики компании ESET Александр Матросов отмечает, что наиболее активной зоной, зафиксированной в массированных рассылках спама, является США. "Тенденцией в данной области киберпреступности можно назвать миграцию командных центров спамеров из Китая в Россию (третье и второе места по спам-активности в мире). Это связано прежде всего с ужесточением правил регистрации доменов в КНР", — говорит г-н Матросов.
Независимый эксперт в области права в сфере телекоммуникаций Антон Богатов считает, что юридическая борьба со спамом — дело нужное, полезное, но, к сожалению, невозможное: "Необходимость борьбы со спамом очевидна. Лично я уже закрыл три почтовых ящика потому, что туда постоянно приходил спам. Однако если в законе неточно прописать определение понятий, то можно будет привлекать к ответственности всех без разбору". Такая правоприменительная практика, к сожалению, уже была не раз, отмечает г-н Богатов.
Напомним, что весной 2009 года Высший арбитражный суд (ВАС) РФ признал законными автоматические SMS-рассылки рекламы. Суд постановил, что они не нарушают закон "О рекламе", даже если производятся без активного согласия абонентов на получение рекламы. Сразу же после этого вердикта эксперты выражали опасения, что постановление ВАС может спровоцировать резкое увеличение количества рекламных сообщений. Кроме того, это решение практически узаконивает передачу третьим лицам базы абонентов с их персональными данными.