Высший Арбитражный суд завтра на президиуме рассмотрит надзорную жалобу ЗАО "Национальный депозитарный центр" на постановления 9AAC и ФАС МО по иску компании "Талинга Менеджмент Лимитед" (принадлежит Виктору Вексельбергу и владеет 25% акций телекомпании ОТВ, по данным некоторых СМИ) о взыскании с депозитарного центра 67,076 миллиона рублей убытков.
В материалах дела (ВАС-4694/10) сообщается, что компания, являясь владельцем процентных документарных облигаций ТД "Русские масла", заключила договор купли-продажи ценных бумаг с уступкой прав требования долга, вытекающего из ненадлежащего исполнения эмитентом обязательств по ценных бумагам с ЗАО "Харвест".
По условиям договора предполагалось отчуждение компанией 78 тысяч 890 штук облигаций эмитента, которые компания обязана была перевести на счет депо покупателя с момента предоставления им реквизитов счета, но не позднее 7 рабочего дня с даты подписания договора между сторонами.
Депозитарный договор был подписан 12 декабря 2008 года.
Компания, действуя по договору, направила ООО "Центральный Московский Депозитарий" депозитарное поручение от 31 июля 2009 года о внутридепозитарном переводе ценных бумаг.
Общество "Центральный Московский Депозитарий", номинальный держатель ценных бумаг компании, депонент общества "Национальный депозитарный центр" направило обществу "Национальный депозитарный центр" поручение депо от 5 августа 2009 года о переводе ценных бумаг в рамках одного счета депо на основании поручения компании от 31 июля 2009 года.
Однако письмом от 13 августа 2009 года ООО "ЦМД" сообщило компании об отказе в исполнении депозитарного поручения от 31 июля 2009 года в связи с отказом в исполнении поручения от 5 августа 2009 года ЗАО "НДЦ" в связи с блокированием бумаг.
Так как обязательство по переводу ценных бумаг на счет депо покупателя не было исполнено, ЗАО "Харвест" расторгло договор в одностороннем порядке. После чего "Талинга Менеджмент Лимитед" обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с "НДЦ" убытков в виде упущенной выгоды: разницы между стоимостью облигаций по сделке купли-продажи и их стоимостью на момент рассмотрения дела.
Арбитражный суд города Москвы 12 ноября 2009 года в иске отказал, указывая на то, что истец не доказал наличие убытков в заявленной сумме, вину ответчика и причинно-следственную связь между бездействием ответчика и заявленными убытками.
9AAC решение суда первой инстанции отменил, взыскав с ООО "НДЦ" 67,076 миллиона рублей. ФАС МО оставил в апреле 2010 года постановление 9AAC без изменения. Удовлетворяя иск, суды руководствовались нормами статей 8,15 и 393 ГК РФ.
Заявитель надзорной жалобы указывает, что суды апелляционной и кассационной инстанции не учли следующего.
Спорные облигации учитывались на счете депо "Талинга Менеджмент Лимитед" в депозитарии общества "ЦМД" в соответствии с депозитарным договором. Общество "ЦМД" являлось депонентом ответчика, осуществляющего централизованное хранение облигаций (депонент — физическое или юрлиц, которому принадлежат денежные средства, временно хранимые у другого физического или юрлица, владельца депозита).
Таким образом, операция по переводу ценных бумаг (облигаций) на основании требования истца должен был производиться обществом "ЦМД", ведущим учет прав истца в качестве депозитария.
Кроме того, отказывая "Центральному московскому депозитарию" в проведении перевода спорных облигаций по поручению депо от 05 августа 2009 года, "Национальный депозитарный центр" указывал на то, что операция по переводу облигаций является внутридепозитарным переводом ценных бумаг, так как "Талинга Менеджмент Лимитед" и общество "Харвест" являются депонентами "ЦМД".
Согласно пункту 2 статьи 8 ФЗ "О рынке ценных бумаг" операции с ценными бумагами между владельцами ценных бумаг одного номинального держателя ценных бумаг не отражаются у держателя реестра или депозитария, клиентом которого он является.
В соответствии с нормами статьи 393 ГК рФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно статье 7 ФЗ профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, вступает в отношения со своими клиентами (депонентами) на основании депозитарного договора (договора счета депо) и операции с ценными бумагами клиентов (депонентов) совершаются им на основании поручений его клиентов, перед которыми он несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги.
Положением о депозитарной деятельности, утвержденным постановлением ФСФР от 16.10.1997 № 36 (пункт 4.14.) также предусмотрено, что депозитарий обязан возместить клиенту (депоненту) убытки, причиненные последнему в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения депозитарием обязанностей по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги, а также в случае ненадлежащего исполнения иных обязанностей по депозитарному договору.
По мнению заявителя надзорной жалобы, ответчик не является стороной заключенного между истцом и обществом "ЦМД" депозитарного договора, какие-либо обязательственные отношения между истцом и ответчиком отсутствуют. Ответчик не является должником истца, а обязанности по осуществлению операций по поручению последнего возникают у общества ЦМД как стороны по депозитарному договору.