ПРАВО.ru
Новости
17 ноября 2010, 10:59

Глава ФНС: "Проживание в элитном квартале означает налог на роскошь"

Глава ФНС: "Проживание в элитном квартале означает налог на роскошь"
"Важнее честность в подходе к оценке имущества, чем налог на роскошь, чтобы оценка жилья соответствовала действительности", - заявил глава ФНС

На этой неделе Федеральная налоговая служба (ФНС) проводит крупнейшую в своей истории международную конференцию, приуроченную к 20-летию налоговых органов РФ. В Москву приедут два десятка руководителей фискальных служб мира, президенты глобальных налоговых практик аудиторских компаний и представители крупного бизнеса. Глава ФНС Михаил Мишустин рассказал о поставленных перед ним задачах и ответил на основные претензии предпринимателей.

- Став главой ФНС полгода назад, вы не спешили объявлять об изменениях в работе службы и ограничились минимумом кадровых перестановок. Скажите сейчас, какие задачи тогда поставил перед вами Владимир Путин?

- В первую очередь — устойчивое формирование всех уровней бюджета. Кризис 2008-2009 годов показал, что налоговая конструкция России неустойчива, поскольку очень зависит от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье. Поэтому у нас есть задача искать дополнительные источники доходов. Ими могут стать, в частности, имущественные налоги — отмечу, что в отличие от всех основных налогов их сборы в кризис не упали. Их база стабильна, внешняя конъюнктура на собираемость не влияет. Так что я пообещал руководству страны уделить особое значение администрированию имущественных налогов. Резервы для этого есть. По нашей оценке, сейчас из-за некорректности сведений информационных баз данных под налогообложение подпадает не более 40% объектов недвижимости. Другая задача — диалог с бизнесом. Для того чтобы бизнес понимал, что мы делаем в администрировании, как смотрим на будущее. Такой диалог позволил бы бизнесу лучше понимать методы работы налогового органа и судить об эффективности его работы.

- О вас говорили как о "человеке Кудрина", который сменил "человека Сердюкова" (речь идет о прежнем главе Михаиле Мокрецове).

- Вообще-то крепостное право отменили в 1861 году. Так что рассуждать, кто чей человек, некорректно.

- Раньше у ФНС и Минфина были разногласия по отдельным вопросам. Как сейчас?

- Я вообще-то в Министерстве финансов работаю, так как ФНС находится в ведении этого министерства. Отношения у нас рабочие. Никаких проблем здесь не вижу.

- Налоговые сборы в этом году выросли на треть к 2009 году, но пока не достигли докризисного уровня 2008-го. В этих условиях со стороны трудно оценить, насколько ФНС справляется со своими обязанностями. Как вы сами оцениваете эффективность работы службы?

- По всем налогам, кроме налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступления превысили докризисный уровень. Но на размер НДПИ влияет цена на нефть, а она в текущем году в 1,4 раза ниже, чем за девять месяцев 2008 года. Что касается налога на прибыль, его ставка, как известно, была снижена с 24 до 20%. В целом сумма сборов в консолидированный бюджет всего на 8% не дотягивает до уровня 2008-го, самого "высокого" года в истории налоговой службы. Темпы роста к 2009 году устойчивы — они показывают, что мы выходим из кризиса, это мы видим на примере всех основных налогов. Кроме того, ситуация с задолженностью начала улучшаться, тренд очень хороший. Задолженность росла на протяжении 2009 года и в первом квартале 2010-го, но во втором снизилась почти на 20 млрд руб., еще на 3 млрд руб.- в третьем. До конца 2011-го мы планируем сократить ее на 200 млрд руб. 85% этой суммы будет списано как задолженность нефункционирующих юридических лиц.

- В последние годы ФНС России активно создает различные информационные ресурсы. Все ли налогоплательщики сегодня под колпаком? Сколько уже таких баз?

- Их много. Все делается строго в соответствии с законом. Нет какой-то специальной информации, которая каким-то образом задевает интересы наших граждан и не соответствует действующему законодательству. Поэтому нужно к этому спокойно относиться.

- Среди вечных налоговых тем, снова и снова обсуждаемых обществом,- введение прогрессивного подоходного налога и налога на роскошь. Ваше мнение о необходимости этих новаций?

- По моему мнению, введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) нецелесообразно по нескольким причинам. Во-первых, прогрессивная шкала уже применялась в России в течение девяти лет — с 1992 года до конца 2000 года — и показала свою неэффективность. Работодатели и работники стремились минимизировать реально выплачиваемые и получаемые доходы, чтобы снизить налоговую нагрузку. Сейчас нагрузка на фонд оплаты труда возросла — из-за отмены единого социального налога и увеличения ставок страховых взносов. Так что при введении прогрессивной шкалы мы можем получить аналогичный результат. Кроме того, я не уверен, что общество готово к прогрессивной шкале. Если сегодня декларации о доходах представляют только лица, с доходов которых не был удержан налог на доходы, то в случае введения прогрессивной шкалы эта обязанность коснется гораздо большего круга лиц. Что касается налога на роскошь, законопроекты по его введению рассматривались правительством уже несколько раз. Пришли к выводу, что объектом налогообложения здесь может быть имущество — квартиры, дома, земельные участки, дачи, транспортные средства и так далее,- которое уже облагается имущественными налогами с физических лиц. Мне кажется, что важнее честность в подходе к оценке имущества, чем налог на роскошь, чтобы оценка жилья соответствовала действительности. И тогда, если поселяетесь в элитном квартале, вот вам и налог на роскошь.

- Но сроки введения налога на недвижимость сдвигаются уже много лет подряд. Создается впечатление, что задача является непосильной. По вашей оценке, реально ли в обозримом будущем ввести этот налог?

- Налог на недвижимость заменит действующие налоги на землю и на имущество физических лиц. Пока говорить о конкретном сроке его введения сложно. Одна из причин: в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об объектах налогообложения — зданиях, строениях, помещениях. Пока эти данные хранятся в архивах органов технической инвентаризации. Их предстоит перевести в электронный вид и передать органам кадастрового учета до конца 2012 года. Кроме того, не проведена массовая оценка объектов — соответственно, у недвижимости (за исключением земельных участков) пока нет кадастровой стоимости. Нет еще и самой методики определения этой стоимости. В общем, работы много. По плану все подготовительные мероприятия должны быть завершены к концу 2012 года.

- Принятие закона о новых правилах контроля за трансфертными ценами вызовет необходимость создания "налогового спецназа" — подразделения со штатом 20-30 человек из самых компетентных специалистов, которые будут определять степень рыночности цен, применяемых компаниями. Как служба готовится к новации?

- Во многих странах мира подобные законы приняты. Однако устроен у них этот контроль по-разному. Мы сейчас все это изучаем, договорились о ряде визитов в другие страны — поедем за опытом. Пока мы полагаем, что в рамках службы будут созданы подразделения по трансфертным ценам в центральном аппарате, в инспекциях по администрированию крупнейших налогоплательщиков и на региональном уровне.

- Откуда людей возьмете, будете ли переманивать их у бизнеса?

- У ФНС достаточный кадровый потенциал. Сейчас большое число молодых людей идут работать в налоговые органы, потому что это достойно и почетно. Мы — современная технологичная служба, которая дает возможность молодым людям получить отличную школу. Потом они могут работать в бизнесе — это нормально.

- При вашем предшественнике весьма активно работали "зарплатные" и "убыточные" комиссии, которые вызывали на ковер руководителей компаний и рекомендовали им начать платить в бюджет больше. Продолжается ли эта практика?

- Да, комиссии по легализации налоговой базы работают с 2007 года. Но на них приглашают только тех, к кому имеются вопросы. Если убытки обоснованны, о чем у нас есть подтверждающие документы, приглашать налогоплательщика на комиссию незачем. С другой стороны, мы понимаем, что бизнес не может быть постоянно убыточным. За счет чего же он тогда живет? Аналогичная ситуация и с уровнем выплачиваемой заработной платы. Есть компании, в которых этот уровень намного ниже среднеотраслевого. Приглашаем, разговариваем, выясняем.

- Но такие вызовы на ковер не предусмотрены Налоговым кодексом.

- Напрямую работа таких комиссий НК не предусмотрена, но она ему не противоречит. По статье 31 кодекса налоговые органы вправе вызвать на основании письменного уведомления налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой им налогов. И это вовсе не на ковер, как вы говорите, а для нормального общения. Согласитесь, это лучше, чем назначение выездной проверки.

- Конечно, лучше. Только вот бизнес жалуется, что на местах ему просто называют сумму, процент от оборота, который как хочешь, но заплати…

- Мне об этом неизвестно.

- Еще предприниматели говорят, что обязательная досудебная процедура урегулирования споров (компания не может обратиться в суд до рассмотрения ее претензий вышестоящим налоговым органом) на практике работает плохо. Жалобы остаются без удовлетворения, поскольку все доначисления инспекции заранее согласовывают с вышестоящим управлением.

- Досудебный аудит — важнейшее для нас направление. Вот самые свежие данные. За девять месяцев 2010 года управлениями ФНС России по субъектам РФ рассмотрено 33 тыс. жалоб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых более чем 40% удовлетворено полностью или частично. Это общероссийский показатель. В 18 регионах он превышает 50%, а в некоторых доходит до 60-75%. Это по числу жалоб, по суммам общий размер удовлетворенных требований по итогам рассмотрения жалоб превышает 38 миллиардов рублей, что равно 20% обжалуемых сумм. Каждый пятый рубль — это очень здорово. Что же касается предварительного согласования с вышестоящим управлением всех значимых доначислений инспекции, то, на мой взгляд, это позволяет выработать унифицированную позицию в практике применения налогового законодательства.

- Раз уж мы говорим о претензиях бизнеса — сейчас любой организации могут отказать в принятии затрат при исчислении налога на прибыль или вычетов по НДС в случае, если не могут найти компанию-поставщика. Основание для отказа — отсутствие "должной осмотрительности" при выборе контрагентов. Не перекладываются ли таким образом обязанности ФНС на добросовестные компании?

- Нет, никоим образом не перекладываются. По НК именно на налоговые органы возложена обязанность доказывания фактов налоговых правонарушений. В свою очередь, налогоплательщики обязаны подтвердить первичными документами достоверность понесенных расходов и вычетов по НДС. Отсутствие контрагента или подрядчика компании по месту нахождения само по себе не бывает причиной отказа в принятии затрат или вычетов по НДС. Перед тем как отказать, налоговый орган в ходе камеральной или выездной проверки изучает массу сведений: это оценка реальности поставки товара; документальная неподтвержденность сделки; нахождение налогоплательщика по месту "массовой" регистрации, "массовый" учредитель, руководитель или главный бухгалтер, отсутствие контрагента по месту нахождения и пр.

- Эта кампания борьбы с фирмами-однодневками приносит успехи?

- Приносит. Но нам надо еще думать об изменениях в законодательстве, связанных с ограничением возможности регистрации фирм. Возможны и другие методы, к примеру регистрация плательщиков НДС, то есть применение НДС к организациям, существующим определенный период и имеющим постоянный существенный хозяйственный оборот, чтобы ограничить возможности махинаций при зачете или возмещении НДС с использованием однодневок. При этом, соответственно, зачет или возмещение НДС для нормальных налогоплательщиков должны упроститься.

- А как вам идея президентского совета по кодификации о возвращении функции регистрации юрлиц от ФНС органам юстиции?

- В 2002 году я был ответственным в ФНС за передачу службе этой функции. Знаете, сколько в стране было регистрирующих органов? 4500! Органы местного самоуправления, регистрационная палата в Москве, чего только не было! Передача регистрации ФНС была проектом, связанным с огромными усилиями. Как теперь передать ее в органы юстиции? На сегодняшний день у них нет местных территориальных органов — где люди будут регистрироваться? Отмечу, что ФНС c этой работой отлично справляется. В течение пяти дней через "одно окно" электронным образом мы регистрируем компании. Так что причины появления предложений о передаче функций мне непонятны.

- На февральской годовой коллегии ФНС служба пообещала в 2010 году уделить особое внимание металлургам, импортерам лекарств и компаниям, возмещающим НДС и уводящим в тень зарплаты работников. Для достижения всех этих целей ФНС требовала отмены для службы понятия банковской тайны. Есть ли предварительные результаты выполнения этих задач?

- Уточню: служба не требовала отмены понятия "банковская тайна". Все сведения по операциям по счетам, согласно НК, мы и так имеем право получать в ходе проведения налоговых проверок. Речь шла о том, чтобы получать эти сведения оперативно, в режиме онлайн. Тогда бы мы не направляли многочисленные запросы в банки и избавились от серьезного объема зачастую ненужной бумажной работы. Вступившие в сентябре в действие поправки в НК вопрос ускорения получения из банков информации по запросам частично решили. Однако мы говорим все же о необходимости получения данных в режиме удаленного доступа — так налоговые органы работают во многих странах мира. Что касается металлургов. По результатам выездных проверок крупнейших налогоплательщиков этой отрасли за девять месяцев 2010 года доначислено налоговых платежей на 4 млрд руб.- это на 37% больше, чем за такой же период прошлого года. Отказано в возмещении НДС по ним на 2 млрд руб., что в два раза больше, чем в прошлом году. Да и количество выездных проверок по металлургическим компаниям увеличилось. По возмещению НДС из бюджета. За девять месяцев 2010 года проведено 220 тыс. проверок обоснованности его возмещения, из них 16 тысяч- выездные, остальные — камеральные проверки. По их результатам более 70 млрд руб. признаны необоснованными к возмещению. Еще от 37 млрд руб. налогоплательщики отказались самостоятельно, сдав уточненные налоговые декларации. В целом это примерно 13% от сумм НДС, заявленных к возмещению. Есть результаты и по проверкам организаций фармацевтической отрасли, но о них можно будет сказать в следующем году. Но уже ясно, что налоговая нагрузка у компаний этой отрасли крайне низка.

- На 2011 год у ФНС есть такие приоритеты по отраслям?

- Пока нет. Определим их в конце года. Но мы не будем объявлять кого-то в налоговый розыск, чтобы не пугать людей.

Как сообщало "Право.Ru", летом руководитель ФНС Михаил Мишустин занял третье место в списке самых богатых чиновников России. По данным ФНС, доход за 2009 год ее руководителя Михаила Мишустина, вступившего в должность в апреле, составил около 78,6 млн руб., а вместе чета Мишустиных заработала 96,5 млн руб. Дата публикации сведений на сайте службы не идентифицируется, в мае обнаружить эту информацию не удалось (пресс-служба тогда на запрос не ответила). С таким доходом Мишустин потеснил с третьей позиции вице-премьера Александра Хлопонина с 68 млн руб. дохода. Обогнали руководителя ФНС советник президента Леонид Рейман (93 млн руб.), а также министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев (155,1 млн руб.). Никакой недвижимости за супругами Мишустиными на начало этого года не числилось: квартирой площадью 142 кв. м, жилым домом (307 кв. м) и четырьмя земельными участками владели два их несовершеннолетних сына. В пресс-службе ФНС сообщили, что доход Мишустина "складывается из заработной платы президента группы компаний UFG (занимал этот пост до апреля) и дохода, полученного им от консультационной деятельности в этой же компании". Его супруга работает в одной из компаний финансового холдинга UFG. Ее доход за 2009 год составил более 17 млн руб., в том числе около 5 млн руб. зарплаты и дохода от средств, находящихся с 2005 г. в доверительном управлении в ЗАО "ОФГ инвест" (порядка 12 млн руб.). Ее налогооблагаемый доход по доверительному управлению в 2009 году составил около 80 000 руб., говорится в ответе ФНС.