Пакет законопроектов о Следственном комитете РФ был рассмотрен вчера в редакции ко второму чтению на заседании Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. Самыми дискуссионными оказались вопросы статуса будущего СК РФ и его сотрудников. С подробностями – корреспондент "Право.Ru" Елена Шарпаева.
Как доложил председатель комитета Владимир Плигин, ко второму чтению понятию следственного комитета дано новое определение, согласно которому он является федеральным госорганом, который осуществляет "полномочия именно в сфере уголовного судопроизводства при расследовании преступлений".
По мнению однопартийца Плигина, депутата-"единоросса" Александра Хинштейна, такое определение противоречит Конституции РФ, в которой нет такого правового субъекта как "федеральный государственный орган". "Нельзя, чтобы следственный аппарат имел разные правовые статусы по сравнению с такими структурами как МВД, ФСБ, наркоконтроль," – считает он. Хинштейна поддержали другие участники рабочей группы — депутаты Ирина Яровая (Единая Россия), Татьяна Москолькова (Справедливая Россия), Вячеслав Резник (Единая Россия) и Виктор Илюхин (КПРФ).
На эти реплики В. Плигин заметил, что в данной ситуации выстраивается система органов следствия. В связи с этим он попросил А. Хинштейна оставить эмоции для телевизионных передач.
Обсуждая привлечение к ответственности сотрудников СК РФ и прочие гарантии, предусмотренные для них, депутат Геннадий Гудков (Справедливая Россия) отметил, что образуется некая каста "неприкасаемых" и в дальнейшем можно будет столкнуться с большим количеством злоупотреблений со стороны сотрудников этого органа. Порядок привлечения к уголовной и административной ответсвенности находится в исключительной компетенции следственных органов СК РФ (статья 28 проекта ФЗ). Кроме того, запрещено задержание, привод, личный досмотр сотрудников СК, досмотр вещей и используемого транспорта. Исключение составляют случаи, когда есть угроза безопасности иных лиц и задержание при совершении преступления. По словам Г. Гудкова, "объем гарантий, предусмотренных законопроектом, почти как у депутатов Госдумы". "Это почти неприкосновенность", — отметил он.
Кроме того, было высказано мнение, что подчинение СК РФ непосредственно Президенту страны выглядит не совсем корректно в связи с тем, что деятельность СК является уголовно-процессуальной деятельностью и при такой формулировке Президент "приравнивается к главному прокурору РФ".
Тем не менее, В. Плигин напомнил коллегам, что 90% поправок уже учтены комитетом при подготовке проекта закона ко второму чтению. В частности, сохранен прокурорский надзор за деятельностью СК РФ, к чему призывали депутаты разных фракций при рассмотрении законопроекта в первом чтении. Прокурорский надзор будет осуществляться непосредственно Генеральным прокурором РФ и "подчиненными ему прокурорами в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством" (статья 42 проекта ФЗ).
Помимо этого, были внесены поправки в статью "Рассмотрение в следственных органах и учреждениях СК России заявлений, жалоб и иных обращений". Было уточнено, что рассмотрение заявлений, обращений, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, а также и жалоб на действия или бездействия следователей осуществляется по в порядке установленном в УПК РФ. При этом решение, принятое руководителем органа СК или следователем, "не препятствует обращению к прокурору или в суд" (в первом чтении норма об обращении к прокурору отсутствовала).
Еще одна важная поправка, которая была внесена ко второму чтению – исключена возможность беспрепятственного входа сотрудников СК в квартиры граждан и на земельные участки в "случаях пресечения совершения преступления, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление".
Однако это не коснется помещений, занимаемых госорганами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, беспрепятственный вход сотруднику СК РФ туда разрешен, а также разрешен доступ к их документам и материалам. Как было уточнено ко второму чтению, такие действия могут осуществляться следователем лишь "в целях проверки находящихся у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела".
Кроме того, в документе ко второму чтению уточнено понятие сотрудник "СК РФ", обозначена система деятельности СК РФ. В систему СК России входят центральный аппарат и его подразделения (в том числе Главное следственного управления и Главное военное следственное управление). В субъектах РФ создаются главные следственные управления и следственные управления СК России по субъектам РФ, межрайонные следственные отделы по районам и городам.
Внесено несколько важных требований к сотрудникам СК РФ. В частности, ко второму чтению прописано, что гражданин не может быть принят на службу в СК РФ, если он был уволен с госслужбы по дискредитирующим основаниям, не представил данные или представил ложные данные не только о своих доходах, но и о доходах, имуществе и обязательствах супруга, несовершеннолетних детей. Кроме того, установлено, что сотрудник СК России не может являться членом политической партии.
Ко второму чтению в документ также были внесены отдельные статьи о мерах госзащиты сотрудников СК России.
Возможно, Госдума рассмотрит документ уже в ближайшую пятницу, 10 декабря. На эту же дату уже назначено рассмотрение законопроекта "О полиции".