Генпрокуратура призывает прокуроров активнее и в полной мере использовать свои полномочия для пресечения нарушений закона РФ о персональных данных. Об этом говорится в статье начальника Главного управления по надзору за исполнением Федерального законодательства Генпрокуратуры Анатолия Паламарчука в журнале "Законность", опубликованной сегодня на сайте Генпрокуратуры.
В материале говорится, что в числе полномочий Роскомнадзора Законом о персональных данных предусмотрено право на обращение в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представление их интересов в суде, на принятие мер по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований закона.
Анализ практики показывает, что в современных условиях деятельность уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных не всегда осуществляется на должном уровне, что обусловливает необходимость повышенного внимания прокуроров к этой сфере правоотношений.
Так Генеральная прокуратура РФ в рамках мониторинга размещаемой в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации выявила нарушения прав граждан на защиту и сохранность их персональных данных, неприкосновенность частной жизни.
Вопреки требованиям ст. 9 Закона о персональных данных, без согласия субъектов персональных данных на ряде Интернет-сайтов неограниченному кругу лиц предоставлялся доступ к персональным данным проживающих в Москве и Московской области граждан РФ, включающим фамилии, имена, отчества, даты рождения и адреса места жительства.
По поручению Генпрокуратуры органами прокуратуры Москвы наиболее крупным 7-ми магистральным провайдерам, находящимся на территории Москвы, объявлены предостережения о недопустимости нарушения требований Закона о персональных данных. В предостережениях указано, что с момента объявления предостережения руководитель компании – магистрального провайдера считается уведомленным о наличии нарушений Закона о персональных данных и должен предпринять организационно-технические меры для защиты персональных данных пользователей российского сегмента сети Интернет и прекратить доступ к незаконно предоставляемой информации. Требования прокурора были выполнены незамедлительно.
Учитывая, что два сайта, на которых размещена информация, нарушающая права граждан на защиту персональных данных зарегистрированы в США, Генпрокуратурой в Министерство юстиции США направлен запрос о правовой помощи в целях принятия мер по блокированию доступа пользователей к этим Интернет-ресурсам.
Кроме того, прокуратура Москвы по фактам нарушения ст. 9 Закона о персональных данных организовала проверку, в ходе которой установлено физическое лицо – регистратор доменных имен сайтов, зарегистрированных на территории РФ, решается вопрос о привлечении его к уголовной ответственности.
В настоящее время еще не сформирована судебная практика по спорам, касающимся защиты и сохранности персональных данных физических лиц при их распространении в сети Интернет. Эта практика нарабатывается c участием органов прокуратуры. Так, по требованию Генпрокуратуры РФ, в связи с массовыми нарушениями прав граждан в сети Интернет, Роскомнадзор, как уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, в августе текущего года направил в суд иск о признании действий регистратора по обработке данных граждан РФ нарушающими права неопределенного круга лиц, являющихся субъектами персональных данных, о неприкосновенности частной жизни, с требованием об обязании регистратора уничтожить незаконно размещенные в сети Интернет персональные данные граждан.
При выявлении нарушений Закона о персональных данных в сети Интернет прокурору необходимо дать им надлежащую правовую оценку и принять исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
Учитывая экстерриториальный характер сети Интернет, прежде всего, целесообразно объявить предостережения наиболее крупным магистральным провайдерам, предоставляющим услуги доступа к Интернету.
С момента объявления предостережения магистральный провайдер считается уведомленным о наличии нарушений Закона о персональных данных на указанных в предостережении сайтах и может предпринять организационно-технические меры для блокирования доступа пользователей российского сегмента сети Интернет к незаконно предоставляемой информации.
Если после объявления предостережения магистральные провайдеры не приняли мер к блокированию сайтов-нарушителей, возможно внесение в адрес руководителей компаний – основных магистральных провайдеров представлений о недопустимости нарушения Закона о персональных данных.
Кроме того, следует принять меры к установлению юридического или физического лица, являющегося администратором доменного имени сайта, на котором выявлены нарушения Закона о персональных данных. Эта информация может быть представлена регистратором по запросу прокурора или уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. Регистратор – юридическое лицо, аккредитованное координатором для оказания услуг регистрации доменных имен. В настоящее время в России действует Координационный центр национального домена сети Интернет (координатор), установивший правила регистрации доменных имен (официальный сайт www.cctld.ru).
Законодательство РФ предусматривает гражданскую, уголовную, административную и дисциплинарную ответственность за нарушение Закона о персональных данных.
Статьей 13.11 КоАП установлена ответственность за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), допускаемое физическими, должностными и юридическими лицами. Санкцией статьи предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Возбуждение этой категории дел является прерогативой прокурора, в соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП. При выявлении в действиях регистратора доменного имени Интернет-сайта признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП, органы Роскомнадзора обязаны направить материалы в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. Вместе с тем, необходим системный мониторинг прокурорами сети Интернет для своевременного выявления фактов массового нарушения прав в части несанкционированного распространения персональных данных граждан, краж баз данных из различного рода государственных и социальных учреждений, у сотовых операторов, иных правообладателей. Необходимо оперативное реагирование прокуроров и на обращения граждан в связи с нарушением их прав.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), а также за неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272). Поэтому при выявлении в ходе соответствующих проверок признаков составов этих преступлений прокурор должен оперативно вынести постановление о передаче материалов в органы, уполномоченные на проведение проверки в соответствии со ст. 144, 145 УПК РФ.
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что прокурор наделен широким спектром полномочий для профилактики и устранения нарушений требований законодательства РФ о персональных данных в целом и в российском сегменте сети Интернет, в частности: объявление предостережений, внесение представлений, опротестование незаконных нормативных актов в этой сфере, возбуждение дел об административных правонарушениях, обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурорам субъектов Российской Федерации необходимо максимально использовать полномочия Роскомнадзора, уполномоченного органа в названной сфере, направляя ему соответствующую информацию о выявленных нарушениях закона через Генеральную прокуратуру Российской Федерации, либо напрямую – в территориальные управления Роскомнадзора.
В силу специфики Интернет-пространства и еще не сформировавшейся практики правоприменения это направление работы новое, однако прокурорам необходимо осуществлять постоянный мониторинг этой сферы правоотношений и реагировать на каждое нарушение законодательства о персональных данных в российском сегменте сети Интернет.