ПРАВО.ru
Новости
25 февраля 2011, 16:27

Судья Ковлер: "Российская элита думает, что цель ЕСПЧ - подорвать основы нашей цивилизации"

Судья Ковлер: "Российская элита думает, что цель ЕСПЧ - подорвать основы нашей цивилизации"

Благодаря России, европейские судьи в Страсбургском суде понимают слова "СИЗО" и "надзор" без перевода, а прецедентные решения по Российской Федерации используются ЕСПЧ и в отношении других стран. Об этом рассказал в интервью РИА Новости судья от России в Европейском Суде по правам человека Анатолий Ковлер.

Отвечая на вопрос о том, что именно дало Москве присоединение к Совету Европы, Ковлер отметил, что, "Россия включилась в тот вектор европейской цивилизации послевоенного времени, от которого была отключена полвека". "Это позволило приблизить нашу правовую систему и общественную жизнь к европейским стандартам", — сказал он.

Главными позитивными результатами взаимодействия России и ЕСПЧ, по мнению Ковлера, стали "принятие закона о компенсации за судебную волокиту и неисполнение судебных решений, и продолжающаяся реформа надзорной инстанции и курс на индивидуализацию избрания меры пресечения (не только арест, а, скажем, залог, подписка о невыезде и т.д.)". Кроме того, это попытки "гуманизировать систему исполнения наказаний" и ряд других законодательных и организационных мер.

Касаясь проблем, российский судья отметил, что это "прежде всего, сохраняющееся у части нашей элиты подозрение в том, что единственная цель Совета Европы и Европейского суда — это подорвать глубинные основы нашей цивилизации", а также "медлительность реакции государств-ответчиков, включая Россию, на постановления Европейского суда, прежде всего с точки зрения принятия мер общего характера".

"К примеру, понадобилось принять с 2002 г. более 200 постановлений по России по нарушению права на справедливое правосудие длительным неисполнением судебных решений, принять, наконец, довольно жесткое „пилотное постановление“ по делу „Бурдов-2“ в 2009 г., чтобы, наконец, законодатели приняли закон о компенсации за судебную волокиту и неисполнение судебных решений", — отметил Анатолий Ковлер.

Судья РФ в Страсбургском суде отмечает, что "участие в обсуждении дел из других стран позволяет погрузиться в специфику различных правовых систем". Он признал, что в этом аспекте в работе "могут возникнуть трудности: как, скажем, не-россиянину понять логику надзора, когда вступившее в законную силу и не исполнявшееся несколько лет судебное решение по гражданскому делу отменяется только потому, что с ним не согласна одна из сторон, например, Пенсионный фонд". Анатолий Ковлер заметил, что, "к слову, такие слова как „СИЗО“, „надзор“ коллеги уже употребляют без перевода".

"Основная трудность для каждого нового судьи — это понять логику сочетания писаного права (Конвенции) с морем прецедентного права, но со временем понимаешь, что это придает системе определенную гибкость", — отметил в своем интервью Ковлер.

По словам Анатолия Ковлера, "прецеденты по России уже вошли в копилку прецедентов суда и применяются в отношении других стран, и наоборот, любое постановление по России обязательно учитывает позиции Суда в отношении аналогичных ситуаций в других странах".

Россия присоединилась к Совету Европы 28 февраля 1996 года. Через два года после вступления она ратифицировала основной документ Совета — Европейскую Конвенцию по правам человека. С момента вступления в Совет Россия неоднократно подвергалась критике за проблемы с правами человека, войну в Чечне, проблемы в области СМИ, НПО и функционирования оппозиционных партий. В последнее время Россия критикуется в связи с отсутствием надлежащего расследования убийств журналисток Анны Политковской и Анастасии Бабуровой, правозащитницы Наталии Эстемировой, гибели в СИЗО Сергея Магнитского.