Агентство по страхованию вкладов, являющееся конкурсным управляющим Международного промышленного банка (МПБ) Сергея Пугачева пытается через суд лишить экс-сенатора последнего крупного актива — Элегестского угольного месторождения, пишет "Коммерсант".
От АСВ со вторника начали массово поступать иски в
Арбитражный суд города Москвы к различным компаниям на суммы в пределах 3 млн рублей. К 18.00 вчерашнего дня число подобных исков достигло почти 50 штук. Как пояснили в АСВ, агентство пытается признать фиктивным погашение кредитов, полученных от МПБ компаниями-ответчиками, и, как следствие, незаконным вывод из-под залога в МПБ акций самого значительного из сохранившихся активов Сергея Пугачева — Енисейской промышленной корпорации (ЕПК). Она владеет лицензией на одно из крупнейших в России Элегестское угольное месторождение. Оно расположено в Улуг-Хемском угольном бассейне в Туве, запасы оцениваются в 1 млрд тонн угля дефицитных марок.
По словам источника, близкого к МПБ, в залоге у банка находилось почти 100% ЕПК в качестве залога по кредиту примерно на 30 млрд руб. Представитель АСВ уточняет, что для вывода акций использовались несколько различных схем — в частности, незаконное досрочное погашение кредита либо замена предмета залога на, по сути, фиктивный. Поэтому агентство сочло соглашения о расторжении договоров залога недействительными. "О своих намерениях доказать это в суде представители АСВ сообщили позавчера кредиторам банка на первом собрании",— рассказал один из присутствовавших на мероприятии кредиторов МПБ.
"50 исков — только начало, их число будет расти, — добавляет собеседник в АСВ. — Чтобы обойти нормативные ограничения ЦБ по рискам на одного или связанных заемщиков (не более 25% капитала банка), структуры ОПК кредитовались в МПБ через огромное количество компаний-"прокладок", реальность погашения ими кредитов и оспаривается". АСВ намерено вернуть выведенные из банка акции ЕПК. Потом их планируется продать для пополнения конкурсной массы банка, которая пока, по словам одного из собеседников, "стремится к нулю".
В такой ситуации продажа актива маловероятна, считает адвокат Московской областной коллегии адвокатов Денис Узойкин. Ответственность за покупку обремененного залогом актива полностью лежит на покупателе, вряд ли кто-то из инвесторов захочет идти на такую сделку, поясняет юрист. В ОПК настаивают, что акции ЕПК не являются предметом залога по кредитам МПБ "и никоим образом не аффилированы с банком".