Генпрокурор РФ Юрий Чайка считает, что в работе всех правоохранительных органов еще не хватает инициативы и согласованности: недорабатывают как оперативные службы, так и следствие. Выступая сегодня в Совете Федерации с докладом о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению за 2010 год, Юрий Чайка обратил внимание на существующие проблемы в правоохранительных органах.
"В работе всех правоохранительных органов еще не хватает инициативы и согласованности. Недорабатывают как оперативные службы, так и следствие", — заявил генпрокурор, отметив, что в деятельности оперативных работников всех правоохранительных органов выявляется значительное количество нарушений закона, более 10 тысяч в год.
Чайка отметил, что, в частности, "повсеместно остается незначительным уровень осведомленности оперативных подразделений, являющийся основополагающим фактором в борьбе с коррупцией". Это, по мнению Чайки, не позволяет выявлять все криминальные явления в органах госвласти и местного самоуправления. Однако генпрокурор тут же оговорился, что эта проблема характерна не только для уголовных дел, связанных с расследованием коррупционных преступлений.
Много проблем, по мнению генпрокурора, сложилось и с качеством предварительного следствия. "По-прежнему значительное количество уголовных дел возвращается прокурорами для дополнительного расследования. Хроническая проблема: сроки расследования дел. В истекшем году каждое третье уголовное дело, расследуемое СКП РФ и министерством внутренних дел, было окончено с превышением сроков, а следователями наркоконтроля — каждое второе дело", — сказал Чайка.
Он также обратил внимание на то, что повсеместно следственными органами нарушаются конституционные права граждан. Наиболее часто выявляются такие нарушения как незаконные возбуждения уголовных дел, нарушение прав участников уголовного судопроизводства, необоснованное привлечение к уголовной ответственности. По данным генпрокурора, в 2010 году следователями органов внутренних дел в отношение более 3 700 лиц было прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям, либо они оправданы судом.