Реформа верхней палаты парламента обсуждается в Британии последние 100 лет — так часто шутят. Изменения, конечно, происходят (законодательные полномочия пэров значительно ограничены, и если законопроект одобрен Палатой общин, то лорды могут лишь отложить его принятие на год, а финансовых — только на месяц, а в 2009 году палату лишили судебных полномочий), однако число пожизненных пэров постоянно растет, поскольку они несменяемы, а партии стремятся назначить на эти позиции как можно больше лояльных людей. Так, предыдущее правительство лейбористов в первый год своего правления создало сразу 70 мест для новых пожизненных пэров. В результате серьезно растут расходы на содержание верхней палаты, и это добавляет аргументов тем, кто считает нужным реформировать этот институт, имеющий устойчивую репутацию анахронизма.
Теперь в Великобритании началась активная фаза обсуждения предложенной правительством радикальной реформы верхней палаты парламента — палаты лордов. Среди основных положений предлагаемой правительством реформы – сокращение количества членов палаты и формирование большей ее части через выборы.
Численность палаты лордов предполагается сократить более чем в два раза — с 789 до 300 человек. 80% ее состава, согласно плану правительства, должны избираться по одномандатным округам сроком на 15 лет. Остальные 20% – это эксперты из разных областей знания, которых назначит кабинет министров.
Обновление состава верхней палаты должно начаться в 2015 году, и первые выборы планируется совместить с очередными парламентскими. Обновление состава будет происходить в три этапа. Планы правительства в более отдаленной перспективе предусматривают также постепенный переход к полностью выборной верхней палате и ликвидацию института наследных пэров.
В парламенте реформу представлял вице-премьер Великобритании Ник Клегг. Он отметил, что и консерваторы, и либерал-демократы, и лейбористы поддерживают идею полностью или частично выборной верхней палаты. Однако первое обсуждение оказалось довольно критичным — депутаты нижней палаты приняли предложение правительства без особого энтузиазма. Лейборист Садик Кхан раскритиковал планы кабинета министров и призвал вынести этот вопрос на референдум. Со стороны консерваторов идея также была принята довольно прохладно.
Однако для принятия закона, который, очевидно, не будет популярен среди членов Палаты лордов, правительству понадобится полная поддержка представителей всех трех партий в нижней палате парламента. Поэтому Клегг пообещал, что реформа будет вынесена на обсуждение специальной комиссии, в которую войдут представители обеих палат парламента, и дальнейшие дебаты были отложены до тех пор, пока не появится ее заключение. Но это означает, что процесс согласования реформы станет существенно более долгим: только на формирование смешанной комиссии может уйти несколько месяцев.