Конституционный суд РФ сегодня вынес постановление, которым признал неконституционными положения закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", позволяющие производить выплату военнослужащим пенсий только на основании документов о регистрации по месту жительства.
Как напоминает суд в своем постановлении, КС неоднократно указывал на то, что наличие регистрации или ее отсутствие не может служить основанием для ограничения прав и свобод. Таким образом, требование подтверждения регистрации по месту жительства как условие для получения пенсии ставит военных пенсионеров в неравное правовое положение по сравнению с другими лицами, получающими государственные пенсии.
Признав оспариваемые положения не соответствующими Конституции, суд также постановил, что федеральному законодателю надлежит внести в закон соответствующие изменения. До внесения изменений правоприменителю следует осуществлять выплату пенсий бывшим военным, не имеющим регистрации, по месту их фактического проживания, определяемого на основании личного заявления.
Напомним, повод для рассмотрения этого дела стала жалоба бывшего подводника из Ростова-на-Дону Валерия Казанцева, которого три года назад лишили прописки в общежитии, что привело к приостановке пенсионных выплат, по решению районного суда, основанному на оспариваемом законе. С репортажем "Право.Ru" о ходе этого заседания можно ознакомиться здесь.
Стоит отметить также, что это уже второе дело, которое Валерию Казанцеву удалось выиграть в КС. В 2007 г. он вместе с другими со-заявителями пожаловался на закон "О статусе военнослужащих" и дело выиграл, а постановление было реализовано Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон „О статусе военнослужащих“ и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Тогда Казанцев претендовал на улучшение жилищных условий за счет государства как военный пенсионер, но в итоге новой недвижимости получить не удалось.