Несмотря на утихающие споры, нижняя палата парламента все-таки приняла в третьем чтении резонансный законопроект о новом порядке прохождения техосмотра автомобилей. Депутаты большинством голосов согласились с тем, что полис ОСАГО должен оформляться только при наличии талона технического осмотра.
Законопроект № 154738-5 "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пролежал в Госдуме с января 2009 года. Вспомнить о нем заставил Президент России Дмитрий Медведев, который заявил о необходимости либо полной отмены техосмотра, либо введение "заявительного" порядка его прохождения. Медведев заявил, что техосмотр в своем нынешнем виде "изжил себя".
Однако депутаты решили, что отказываться от техосмотра не следует и наряду с послаблениями для водителей предложили новые правила, которые и вызвали недовольство оппозиции. Так, для приобретения полиса ОСАГО автовладелец в обязательном порядке обязан иметь талон о прохождении техосмотра. В противном случае в покупке полиса будет отказано. Соответствующие поправки вносятся в пункт 3 статьи 16 закона "О безопасности дорожного движения".
Кроме того, с января следующего года функция техосмотра перейдет к страховщикам. В настоящее время он контролируется ГИБДД. В стране должны будут функционировать более 10 тысяч аккредитованных в Российском союзе страховщиков пунктов техосмотра — автосервисов, дилеров, действующих пунктов инструментального контроля.
Согласно законопроекту, новые автомобили (массой до 3,5 тонн) не будут проходить технический осмотр в течение 3 лет. Машины старше 3 лет будут проходить техосмотр раз в 2 года, и лишь после семи лет – ежегодно. Такси, автобусы и ТС, предназначенные для перевозки более восьми пассажиров или опасных грузов должны будут проходить техосмотр раз в полгода; грузовые машины (массой более 3,5 тонн), а также машины со спецсигналами и предназначенные для обучения управлению — ежегодно. Кроме того, предлагается передать организацию техосмотра из ведения МВД частным организациям.
В будущем Правительство РФ должно будет утвердить методику расчета цены на техосмотр. Однако вчера замначальника отдела Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Евгений Ковтун, отвечая на вопросы депутата от "Справедливой России" Валерия Гартунга и депутата от фракции КПРФ Сергея Решульского, заявил о том, что стоимость техосмотра с после вступления в силу закона об упрощении процедуры техосмотра, увеличится. "С 1 января 2012 года, то по нашим ожиданиям эта сумма (стоимость прохождения техосмотра) будет составлять две тысячи рублей, а возможно немногим больше. Но в дальнейшем она будет снижена за счет сокращения итераций, которые будут проходить по техосмотру", — сказал он.
Кроме того, в статье 24 предлагаемого закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливается ответственность оператора технического осмотра. Указывается, что если в ходе проведения техосмотра оператором технического осмотра не выявлены технические неисправности транспортного средства либо такие неисправности выявлены, но сведения о них не были внесены в диагностическую карту, оператор технического осмотра должен возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей.
С текстом документа можно ознакомиться в СПС"Право.Ru" здесь.