Кассационная коллегия Верховного Суда РФ подтвердила решение ВС от 12 мая, в котором бывшей судье Арбитражного суда города Москвы Нине Рушайло было отказано в восстановлении на работе (мы писали об этом здесь). Рушайло обжаловала собственное добровольное прошение об отставке, утвержденное ККС г. Москвы еще в июле 2005 года. ВС вновь обратил внимание на то, что истица на много лет пропустила срок обжалования решения ККС без уважительных причин, а также не смогла доказать вынужденный характер своей отставки и несостоятельность предъявленных к ней претензий.
Нина Рушайло занимала должность судьи Абитражного суда города Москвы с 1993-го по 2005 годы. В 2005 году вновь назначенный председатель суда Олег Свириденко инициировал служебные проверки в отношении ряда судей АСГМ, в результате чего 15 из них уволились "по собственному желанию". В их числе оказалась и Нина Рушайло: ее негласно обвинили во взятке.
Как мы писали, в конце 2004 года Рушайло поступило арбитражное дело с участием Московского института иностранных языков. Позже Олег Свириденко утверждал, что Нина Рушайло и ее супруг отдохнули в Японии и Австралии за счет Иняза (путевки стоили $8260), а взамен Рушайло обязалась вынести решение, благоприятное для института. Об этом факте стало известно после обращения в АСГМ ректора вуза Эммы Володарской. Была проведена проверка, по результатам которой АСГМ планировал направить представление в ККС о лишении Рушайло полномочий. Однако она сама написала прошение об отставке, и ей позволили уйти с сохранением статуса судьи в отставке и связанных с ним льгот. Соответствующее решение Квалификационная коллегия судей Москвы вынесла 6 июля 2005 года.
На пару лет эта история была забыта, однако Нина Рушайло не прекращала попыток восстановить свою репутацию и вернуться на работу в суд. В частности, в 2007 году она подавала против Володарской иск о защите чести и достоинства, однако он не был принят судом к рассмотрению. Кроме того, в мае 2008 года Рушайло обратилась в общественную приемную президента Дмитрия Медведева с просьбой "помочь вернуть доброе имя и продолжить работу в должности судьи Арбитражного суда Москвы". Судья в отставке утверждала, что заявление об уходе она написала под давлением председателя суда, а выдвинутые против нее обвинения в коррупции беспочвенны.
Обращение на имя президента "спустили по инстанциям", и оно попало в руки председателя АСГМ Олега Свириденко. После этого материалы внутренней проверки суда в отношении Рушайло, проведенной после заявления Эммы Володарской, были переданы в СКП. Заметим, что следователи не усмотрели в них признаков преступлений и уголовное дело возбуждать отказались. Кроме того, Свириденко выступил с публичными обвинениями в адрес Нины Рушайло на заседании Президиума АСГМ.
С тех пор прошло еще почти три года, и в конце марта 2011 года Нина Рушайло подала в Верховный Суд России иск об отмене решения ККС Москвы от 2005 года, которым было утверждено ее прошение о добровольной отставке. Бывшая судья утверждала, что ее отставка не была добровольной – ее вынудил уйти председатель суда, оказав на нее незаконное давление. Кроме того, по мнению судьи в отставке, подозрения в коррупции в ее адрес не подтвердились, ведь Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело по фактам, обнародованным Свириденко. Также истица просила суд восстановить пропущенный срок обжалования решения ККС, поскольку она пропустила его по уважительной причине: несколько лет собирала доказательства своей невиновности и вела связанные с этим судебные разбирательства.
Однако 12 мая 2011 года судья ВС Валентина Емышева отказала Рушайло в иске, сославшись на пропуск предусмотренного законом срока обжалования более чем на 5 лет и 8 месяцев (решение ВС доступно здесь). Также указывалось, что истица обладает опытом судебной работы и имеет высшее юридическое образование, поэтому она не могла не знать, что для обращения в суд "необходимо лишь заявление и копия обжалуемого решения". Следовательно, ссылки Нины Рушайло на то, что она годами собирала доказательства своей невиновности, не имеют правового значения. Также в судебном заседании Валентина Емышева обратила внимание на то, что Рушайло не удалось добиться ни одного судебного решения по существу, подтверждающего ее непричастность к коррупционным действиям.
Бывшая судья АСГМ обжаловала это решение ВС в кассационном порядке. Сегодня его разбирала коллегия в составе судей Верховного Суда Александра Федина, Галины Манохиной и Игоря Крупнова. На вопрос суда, почему истица пропустила срок обжалования решения ККС почти на 6 лет, Нина Рушайло заявила, что сделала это по уважительной причине. "Действия Свириденко вынудили меня собирать большое количество доказательств", — сказала она.
Кроме того, Рушайло цитировала статью из газеты "Комерсантъ" "Судья подвела себя под следствие", которая вышла летом 2008 года после разоблачений Олега Свириденко, сделанных им на Президиуме АСГМ.
— У меня два сына – юристы, две невестки – юристы, — говорила судья в отставке, — как же я могу жить с таким позором? Здесь написано, что был какой-то безналичный платеж, которым оплатили мою поездку стоимостью 8000 долларов. Но он был сделан уже после того, как мне выдали визу в Австралию – а там строгие проверки, нужно заранее предоставить все сведения об оплате и билеты…
— Рушайло, — строго прервал ее председатель Кассационной коллегии Федин, — вы же сейчас не оспариваете публикацию в газете. У вас есть документы, подтверждающие, что свой отпуск вы оплатили самостоятельно и за наличные деньги?
— Нет, — призналась судья в отставке. – Я никаких чеков и билетов не сохранила, съездила в отпуск и забыла о них. Кто хранит годами мешок с документами?
— Вы были в отпуске в начале 2005 года, а ушли в отставку – в середине 2005 года. Ни о каких годах тут речи не идет, — заметила судья ВС Галина Манохина.
— Зачем вы подали в отставку? – сурово осведомился председатель. – Если заявление Володарской было ложным, подавали бы иск в защиту чести и достоинства, а то и за клевету. Чего вы так испугались?
— Председатель суда выдвинул такие обвинения…
— Мало ли, что говорит председатель! Вы – независимый судья областного уровня, могли доказать свою невиновность, продолжая исполнять свои обязанности. А могли и не доказывать: есть же презумпция невиновности.
— Я взрослый человек и не хотела уехать [из АСГМ] на карете скорой помощи, — ответила Рушайло. — А у нас такие случаи были.
— Тогда как вы объясняете, почему Володарская вас оклеветала?
— Не знаю, я видела ее всего один раз до этого. У нас в суде велось преподавание иностранных языков, поэтому я и встречалась с ней и заказывала ей пропуск в здание суда.
Поясним, что странная встреча судьи с педагогом имела место как раз в то время, когда Нина Рушайло вела дело с участием Иняза, а спустя несколько месяцев ректор Володарская пожаловалась Олегу Свириденко на то, что Рушайло берет взятки.
— Может, она хотела каких-то преимуществ [в судебном процессе]? — спросил судья Федин.
— Мы ни о чем другом не говорили – только об иностранных языках.
После этого выступил представитель московской ККС, судья АСГМ Андрей Гречишкин. Он назвал прежнее решение ВС по жалобе Рушайло законным и обоснованным и попросил суд оставить его без изменений. По мнению Гречишкина, можно было бы поверить, что истица ушла в отставку под давлением, если бы решение ККС об ее отставке было вынесено по представлению председателя АСГМ. А оно выносилось по ее собственному заявлению.
Также представитель ККС поделился собственным опытом противостояния с нечестными жалобщиками и бойкими журналистами: "Мало ли что пишут, — сказал Гречишкин, — вон, про меня такого понаписали за 15 лет работы [судьей] – стыдно сказать… А Нина Владимировна, как мы видим, человек не робкого десятка. Не вижу причин для отмены решения суда".
Отметим, что наибольшим вниманием публики Гречишкин пользовался благодаря своему участию в разбирательствах между налоговиками и компанией "ЮКОС". В частности, Гречишкин признал ответственность "ЮКОСа" за налоговые нарушения его дочерних обществ, а также проигнорировал пропущенный налоговиками срок исковой давности ("ЮКОСу" вчинили иск о недоимках за 2000 год спустя четыре года). Он постановил, что "нормы налогового законодательства, предоставляющие права либо гарантии добросовестным налогоплательщикам, не могут быть распространены на недобросовестных". Впоследствии эту формулировку признал недопустимой Конституционный суд РФ (см. определение № 36-О от 18.01.2005 в СПС "Право.Ru").
Представитель прокуратуры также просила суд оставить решение без изменений. В итоге Кассационная коллегия ВС так и поступила, отказав истице в удовлетворении ее заявления. Нина Рушайло восприняла это решение спокойно, комментировать его не захотела. На вопрос корреспондента "Право.Ru" о том, удалось ли ей все-таки защитить свое доброе имя в судах других инстанций, она сказала: "Разных инстанций много, так что все продолжается". "Вы хотите сказать, что все еще ведете тяжбы?" — переспросили ее. "Этого я вам не говорила", — таинственно ответила Рушайло.