Завтра на заседании Президиума Правительства РФ будет рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", подготовленный Минтрансом России, сообщает правительственная пресс-служба.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его разработка вызвана необходимостью повышения эффективности судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов.
Внесение предлагаемого изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает возможность обращаться в суд по месту нахождения судна или порта приписки судна при подаче исков о взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся за работу на борту судна, расходов на репатриацию и взносов по социальному страхованию.
В соответствии со статьей 28 ГПК иски к организации предъявляются в суд по месту нахождения организации. Следовательно, члены экипажей российских морских судов могут обращаться с исками о взыскании заработной платы и других сумм только по месту нахождения работодателя (судовладельца). Статья 29 ГПК, устанавливающая подсудность по выбору истца, также не позволяет членам экипажей российских морских судов обращаться в суд с исками о взыскании заработной платы и других сумм по месту приписки судна или месту фактического нахождения судна.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 402 ГПК и постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О подсудности дел, вытекающих из морских требований", дела с участием членов экипажей иностранных морских судов рассматриваются судами Российской Федерации по месту нахождения судна.
В соответствии со статьей 389 Кодекса торгового мореплавания требования о взыскании заработной платы и других причитающихся членам экипажа сумм относятся к морским требованиям. Согласно статье 388 Кодекса судно может быть арестовано только по морскому требованию, однако арест судна является исключительно обеспечительной мерой, которая призвана гарантировать права лиц, предъявивших морское требование. Решение об аресте судна в качестве обеспечительной меры принимается судом только после подачи иска, который применительно к членам экипажей российских морских судов может быть подан по месту нахождения работодателя (судовладельца).
С учетом этого члены экипажей российских морских судов, в отличие от иностранных моряков, лишены права обращаться с исками о взыскании заработной платы и других сумм по месту приписки или фактического нахождения судна, что ставит российских граждан в неравное положение по сравнению с иностранными лицами.
Отсутствие в законодательстве прямых норм, позволяющих членам экипажей российских морских судов обращаться с требованиями о взыскании заработной платы и других сумм не только в суд по месту регистрации организации, с которой они находятся в трудовых отношениях, но и в суд по месту нахождения на территории РФ морского судна или порта приписки судна является препятствием для реализации российскими моряками права на судебную защиту. Таким образом, законопроект направлен на устранение данного препятствия.