Власти США не получали "черный список" своих граждан, который подготовил МИД РФ в связи с запретом американского Госдепа на въезд в США примерно 60 российских должностных лиц по "списку Магнитского", сообщает РИА Новости. Как написал накануне "Коммерсант", в "невъездном" перечне российского внешнеполитического ведомства, в частности, фигурируют граждане США, имеющие отношения к делам обвиняемых, соответственно, в торговле оружием и контрабанде наркотиков, Виктора Бута и Константина Ярошенко.
"Мы в курсе сообщений российских СМИ о том, что российские власти якобы ввели визовые запреты. Официальных уведомлений об этом от российского правительства нам не поступало", — заявил в ответ на письменный запрос РИА Новости представитель внешнеполитического ведомства США.
Напомним, что еще прошлой осенью американский сенатор Бен Кардин подготовил список невъездных российских чиновников, судей и силовиков, якобы причастных к смерти в тюрьме юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского. И хотя этот список в качестве законопроекта пока только передан на одобрение в сенат, в США уже ввели фактический запрет на въезд многих российских официальных лиц. Запрет был негласно санкционирован госдепартаментом уже давно, однако администрация Обамы официально сообщила об этом лишь 27 июля. В список "невъездных" попали десятки прокуроров, следователей, судей, тюремных охранников, врачей, налоговых аудиторов, сотрудников ФСБ и МВД. Из широко известных лиц в данный перечень включены глава СКР Александр Бастрыкин, заместитель генпрокурора Виктор Гринь, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, начальник СИЗО "Матросская тишина" Иван Прокопенко, начальник СИЗО "Бутырка" Дмитрий Комнов.
Кремль не остался в долгу. "Я могу подтвердить, что по поручению Президента МИД прорабатывает меры в отношении граждан США, аналогичные тем, о которых заявил Госдепартамент", — сообщила в конце июля пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. По ее словам, "у российской стороны вызывает недоумение решение госдепартамента брать на себя несвойственные функции, фактически заявлять о виновности и вводить какие-либо меры в отношении граждан России до окончания следственных мероприятий и вынесения вердикта российским правосудием".
Между тем, МИД РФ подготовил ответные меры еще задолго до соответствующего поручения главы государства. Этот факт в беседе с "Коммерсантом" на условиях анонимности подтвердили сразу несколько российских чиновников. В ответном черном списке, сообщил изучивший его собеседник издания, несколько десятков американцев. Впрочем, назвать хотя бы одну фамилию он отказался.
В свою очередь другой знакомый с ситуацией источник "Коммерсанта" уточнил, что вопрос составления черного списка прорабатывается российским МИДом с декабря прошлого года. Именно с того времени, по его словам, в Москве ожидали американских визовых санкций в отношении россиян, связанных с делом Магнитского. "С тех пор и лежат эти списки американцев. В них среди прочих фигурируют лица, участвующие, например, в делах против россиян Виктора Бута и Константина Ярошенко", — сказал собеседник издания.
По мнению одного из адвокатов Виктора Бута Виктора Буробина, в списке российской стороны вполне могут оказаться сотрудники управления США по борьбе с наркотиками (DEA) Дерек Одний, Скотт Хакер и Роберт Захариасиевич. "Они прослушивали Виктора и арестовывали его без санкций на прослушку и арест. Более того, они пытались его вывезти из Таиланда без прохождения процедуры экстрадиции — как вещь в чемодане", — заявил Буробин. Аналогичные претензии российская сторона выдвигает и по делу Константина Ярошенко. В слежке за ним, а затем и в аресте в Либерии также участвовали сотрудники DEA, в частности некий Сэм Гей. Впрочем, в российский список войдут не только американские борцы с наркотиками, которых перспектива стать невъездными в РФ вряд ли сильно напугает. "Наши претензии к США гораздо шире и не ограничиваются делами Бута и Ярошенко. Существует целый перечень дел, касающихся нарушений прав граждан РФ", — рассказал источник "Коммерсанта" в МИД России.
Вместе с тем список американских персон нон грата, к которым применяются российские санкции, вряд ли будет обнародован. "Списки не появятся в открытом доступе. Американцы не публиковали свои, а значит, и мы не станем обнародовать наши, — объясняет тонкости симметричного ответа Вашингтону собеседник „Коммерсанта". — Существует объемная база данных МИД России, в которой числится множество людей — почти все когда-либо въезжавшие в Россию. В случае с США напротив фамилий нежелательных персон просто будет поставлен крестик. И когда такой человек обратится за российской визой в консульство РФ, он получит отказ, который не будет никак мотивирован. При этом в консульстве могут и не знать истинной причины отказа".
Как заявил заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, "списки могут быть разными по составу и персоналиям" В то же время из слов дипломата следует, что к активным действиям Россия пока не перешла. "Наброски (списков) есть, они разные и по объему, и по количеству фигурантов, принадлежащих к различным структурам. Все пока находится в процессе обсуждения. Могу лишь сказать, что наша выборка не оторвана от реальности: это те люди, которые имеют отношение к проблемам в российско-американских отношениях, в том числе на гуманитарных направлениях. В список может попасть любой американец, ответственный за нарушение прав российских граждан", — отметил высокопоставленный сотрудник МИДа России.
37-летний юрист Магнитский, находившийся под следствием по обвинению в создании схем ухода от налогов, скончался в Бутырском СИЗО 16 ноября 2009 года. Президентский Совет по развитию гражданского общества и правам опубликовал доклад, в котором говорится, что неоказание медицинской помощи Магнитскому и воспрепятствование ее получению связаны с действиями или бездействием ряда сотрудников следственных органов и пенитенциарной системы. Авторы доклада полагают, что Магнитский был заключен под стражу без достаточных оснований для применения этой меры пресечения, и делают вывод о прямом умысле или халатности следователей, судей и сотрудников больницы СИЗО.