ООО "Таганрогский автомобильный завод" ("ТагАЗ") и ООО "Промстрой ПЛЮС" обжаловали в Девятом арбитражном апелляционном суде решение первой инстанции, которая постановила взыскать с них в пользу банка ВТБ $62, 88 млн. Рассмотрение жалоб (09АП-21745/2011, 09АП-21746/2011) состоится 6 сентября.
Обжалуемое решение Арбитражный суд города Москвы вынес 7 июня. Суд частично удовлетворил иск кредитной организации, взыскав указанную сумму, в том числе $50,135 млн основного долга по займу. Требования банка достигали $69,47 млн с учетом увеличения (изначально они составляли $61,5 млн).
Кроме того, суд постановил взыскать с ООО "Промстрой ПЛЮС" $2 млн неустойки, начисленной за неисполнение обязательств по договору поручительства. Также судья Елена Рящина, рассматривавшая дело (А40-91583/10), постановила обратить взыскание на заложенное имущество "ТагАЗа". Это, в первую очередь, товары в обороте (должны быть реализованы путем продажи с публичных торгов при начальной стоимости 463 млн руб.). Во-вторых, это машины, которые будут реализованы по той же схеме с начальной продажной стоимостью в 404 млн руб. Встречные иски ответчиков судом были отклонены.
Как следует из материалов дела, 30 июня 2008 года ВТБ и "ТагАЗ" заключили кредитный договор. В соответствии с ним банк предоставил заемщику ссуду в размере $50,13 млн под 10,69% годовых в срок до 27 марта 2009 года. Кроме того, были заключены договоры поручительства с ООО "Промстрой ПЛЮС" и Михаилом Парамоновым (третье лицо по делу). Поскольку ни заемщик, ни поручители не исполняли обязательств по возврату денежных средств, банк обратился в суд с иском. Суд поддержал его позицию.
Ходатайство Михаила Парамонова о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, было отклонено.
Участники этого спора вовлечены в несколько судебных процессов, и победа пока остается за ВТБ. Так, в мае суд постановил взыскать с ТагАЗа, "Русслегавто", "Донских сладостей" и "Ростовского завода грузовых автомобилей" $38 млн, 6 июня — с ТагАЗа и "Русслегавто" около $70 млн, 30 июня — с завода 774 млн руб. и 9 ноября 2010 года — 726,95 млн руб. (апелляция и кассация утвердили законность этого решения).
ТагАЗ образован в феврале 1997 года. В 2001 году он начал сотрудничество с южнокорейской компанией Hyundai, с 2007 году начал выпускать коммерческий транспорт — автобусы County и Aero Town, а также седельный тягач Tractor HD500. В 2008 году на заводе под маркой TagAZ запущены в производство две модели внедорожников: Tager и Road Partner. Производственные мощности "Тагаза", согласно официальной информации, позволяют производить на основном конвейере одновременно до шести различных моделей автомобилей общим объемом 180 тыс. единиц в год.
ОАО "Банк ВТБ" является головным банком одноименной группы, вторым по размеру активов российским банком. Его основной акционер – Правительство РФ с долей 85,5% уставного капитала.